ОКТЯБРЬ 2019 " Программа дополнительного образования для старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине или серии картин» (Технология ТРИЗ) 2018 – 2019 учебный год"

04.12.2019

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Полевского Городского Округа
«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»
«Серебряное копытце»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования для старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине или серии картин»

(Технология ТРИЗ)
2018 – 2019 учебный год

     

Программа рассмотрена
на заседании педсовета
протокол №_________
«___»_____________2018 г

 

Авторы программы:

Батенькова Мария Андреевна (воспитатель)
Ганиева Екатерина Васильевна (методист)

Возраст обучающихся:5-7 лет

Срок реализации программы:2 года

       

Полевской
2018

 

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………..3

Примерный учебный план первый год обучения………………………………..10

Содержание учебно-тематического плана по составлению творческих рассказов (технология ТРИЗ)…………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………...19

Приложение………………………………………………………………………...20

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования «Составление рассказов по картине или серии картин (Технология ТРИЗ)» способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по развитию связной речи позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Составление рассказов по картине или серии картин (Технология ТРИЗ)» - это система занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Целью внедрение рабочей программы является не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Одной из самых  сложных проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить детей связно и выразительно говорить. И очень важно помочь ребенку, как можно успешнее, овладеть этим прекрасным даром. Развитие связной речи ребенка осуществляется в повседневной жизни, а также в непосредственно образовательной деятельности. Владение связной речью является необходимой предпосылкой, для того, чтобы ребенок мог овладеть не только устной, но и письменной речью.

Речь ребенка развивается в единстве сформированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходит значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Его собственная речь формируется в процессе общения, как основание норм языка.  Как  же все- таки добиться, чтобы дети научились связно и выразительно говорить,  овладели  умением рассказывать по картине? Как заинтересовать ребенка? Наш опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении творческих рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст. Возникшее противоречие мы решили с помощью адаптированной методики Т.А. Сидорчук, С.В Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ), которая позволяет получить гарантированный результат – усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по картине.  Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 5 – 7 лет.

Использование ТРИЗ - технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:

- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;

- преодолевают стереотипность мышления;

- развитию творческого воображения, фантазии;

- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;

- развитию познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;

- раскрепощению детей на занятиях;

- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;

- делают занятия интересными и увлекательными.

Отличительной особенностью программы является создание определённых педагогических условий для успешного осуществления поставленных задач:

     общение с взрослыми и сверстни­ками;

     субъективная позиция ребенка в деятельности;

      создание раскрепощённой, комфортной обстановки, способствующей

активной творческой деятельности при обучении дошкольников;

      введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр,

творческих, импровизационных и проблемных задач;

      сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

      воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

      связь детского сада с семьёй по развитию у детей творческих способностей.   

Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен сказать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Технология ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя творческой педагогике. Главная проблема, стоящая перед воспитателями, - это предостеречь от желания взять готовые формулы и схематично переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Как правило, дети самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша; история изобретения стола; история колеса и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие. Невозможно описать все методы и приемы ТРИЗ, но с ними можно познакомиться в методической литературе.

Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.

Можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.

Существуют различные подходы к построению занятий, учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

1.  Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

2.  Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций -  мозговой штурм.

3.  Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

4.  Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

5.  Обязательна активизация творческого воображения.

В процессе проектирования занятий с дошкольниками придерживаться следующей последовательности:

а) выбор темы занятия на основе «образовательной программы ДОУ». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога.

б) определение вида занятия (выбор определенной методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;

в) формулировка программного содержания;

г) выбор разнообразных инструментов обучения;

д) составление конспекта.

В режиме организации занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого, седьмого года жизни. В программе первого года обучения с детьми 5-6 лет предлагается изучить следующие темы: «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок».

Программа предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).

Количество занятий в 1год-32 занятия

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста:

     В этом возрасте у ребенка развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и моделировать логические взаимоотношения, но на знакомом им материале, с опорой на полученные ранее знания.

         Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие произвольных психических процессов: памяти, внимания, речи.

         При выполнении каких-либо поручений или бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата.

         В этом возрасте все яснее становится личностный тип общения со сверстниками и взрослыми, проявляется интерес к человеческим отношениям, общепринятым нормам поведения.

         Наглядность продолжает использоваться как основа для организации речевой  и познавательной активности, но частично идет с опорой на память.

         Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии.

         Расширяются знания детей  о сферах общественно полезной деятельности, не связанной непосредственно с обслуживанием детей.

         Ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям.

         В этом возрасте все чаще проявляется потребности обнаружить перед другими свои умения, осведомленность.

         У детей достаточно высокий уровень развития моральных представлений и чувств, но на теоретическом уровне. В своих поступках знания используют далеко не все.

        Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность, соблюдение положительных форм  взаимоотношений со сверстниками.

В этом возрасте снижается способность к внушаемости. У ребенка уже сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и объяснения, оценки, указаний, как взрослого, так и ребенка

В результате обучения у детей:
1. Возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям;

2.Возрастают познавательная активность и интерес;

3. Детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;

4.У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;

5. Речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Эффективность развития креативных способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.

Мы выделили следующие требования к заданиям:

ü соответствие условий выбранным методам;

ü возможность разных способов решения;

ü учет актуального уровня решения;

ü учет возрастных интересов детей.

Учитывая эти требования, мы выстроили систему заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей дошкольников в образовательно-воспитательном процессе.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Педагогическая целесообразность программы в том, что развивая воображение, малыш познает окружающий мир и самого себя.

 Особенностью детского мышления является стремление связывать все и во всем. Именно в этом кроется тайная причина неправильных выводов и умозаключений дошкольников, здесь находятся истоки детского словотворчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный учебный план первый год обучения:

 

Месяц

Тема материала

Количество

   

сентябрь

«Осенний день»

«Где пропадали?»

«Золотая осень»

«Осенний пейзаж»

4

октябрь

«Домашние животные»

«Березовая роща»

«Времена года»

«Путешествие во времени»

4

ноябрь

«Дикие животные»

 «Девочка и птица»

«Неизведанный лес»

3

декабрь

«Кошка с котятами»

«Мальчик лепит снеговика»

«Утро мальчика»

«Новогодняя канитель»

4

январь

«Собака со щенками»

«Девочка купает куклу»

«Семья»

3

февраль

«Мы играем»

«Наша Таня»

«Любимая игрушка»

3

март

 «Ранняя весна»

«Подарки маме к 8 Марта»

«Медведь и пчелы»

«Какое время года?»

4

апрель

«Прогулка в парке»

«Шар улетел»

«Вот так покатался!»

«Весенний пейзаж»

4

май

 «Купание медвежат»

 «Спасаем мяч»

«Сажаем фруктовый сад»

«Готовимся к лету»

3

Итого занятий:

 

32 занятия в год

 

 

 

 

 

Содержание учебно-тематического плана

 по составлению творческих рассказов (технология ТРИЗ)

 Сентябрь 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Где пропадали?»

Учить детей определять объекты на картине, схематизировать их.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом;
Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;

Перечисли объекты;

 

Сгруппируй по признаку.

 

Составь загадку для любого объекта на картине.

 

Модель «Какой? Что такое?»

2.

«Осенний день»

Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;

 

Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картину, все предметы взаимосвязаны. Найдем эти связи.

3.

«Золотая осень»

 

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения, через органы чувств (слух, обоняние, осязание)

Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

 
 

Посмотри на картину, войди в нее.

 

Произнеси правило « Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»

4.

«Осенний пейзаж»

 

Повторение трех пройденных этапов по картине «Осенний пейзаж».

 

1.     Определить объекты на картине;

2.     Найти взаимосвязь;

3.     На основе восприятия объекта представить возможные ощущения.

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

 

1.

 

«Домашние животные»

Учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;
Активизировать речь с помощью рифмующихся слов;

1.      

 

Придумай двустишие;

 

Для создания рифмованного текста используем модель :

Жили-были кто-то как-то
Ой какие были кто-то!
Что-то делали они,
На картину посмотри.

2.

«Березовая роща»

Учить детей пространственной ориентировке на картине;
Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия;

 

Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:
 а) как это выглядит со стороны смотрящего;
Хочу такой сайт

б) со стороны выбранного предмета.

Игра «Да – нет» на плоскости

3.

«Времена года»

Упражнять детей в умении перевоплощаться  в объект на картине, изменять свое настроение во времени;

Учить составлять речевую зарисовку;

1.      

 

Выберите время года, определите его настроение.

Станьте объектом, переживающим его. Опиши, как воспринимает выбранный объект то, что изображено на картине.

4.

«Путешествие во времени»

Упражнять детей в умении переносить изученные объекты с картины на картину;

Изменять их облик и настроение в зависимости от окружающей среды на картине;

Закреплять пространственную ориентировку на картине.

 

Выберите объект;

 

Определите его настроение на картине;

 

Переместите мысленно объект на картину с другим окружающим миром и подумайте, что можно ему необходимо добавить.

 

Ноябрь

 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Дикие животные»

Учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;
Активизировать речь с помощью рифмующихся слов;

 

Придумай двустишие;

 

Для создания рифмованного текста используем модель :

Жили-были кто-то как-то
Ой какие были кто-то!
Что-то делали они,
На картину посмотри.

2.

 «Девочка и птица»

Упражнять детей в умении перевоплощаться  в объект на картине, изменять свое настроение во времени;

Учить составлять речевую зарисовку;

Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

 

Выбери  героя, определи его настроение, представь себя им и опиши, как воспринимает выбранный герой то, что изображено на картине.

 

3.

«Неизведанный лес»

 

Закреплять умение определять объекты на картине;

Упражнять в переносе объекта в естественную среду обитания и наоборот;

Упражнять в составлении речевой зарисовки или двустиший;

 
 

1.     Выбери объект;

2.     Перевоплотиться  в объект на картине, изменить свое настроение во времени;

3.     Переместить объект;

4.     Составить рифмовку.

 

Декабрь

 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

 

1.

«Кошка с котятами»

1.      Учить детей составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;

2.     Активизировать словарь с помощью речевых оборотов было – будет, утро – вечер и тп.

 

Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.

Представь прошлое, будущее объекта.

2.

«Мальчик лепит снеговика»

Научить ребенка раскладывать серию картинок слов слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета;

 
 

Расположи картинки в правильной последовательности;

Составь рассказ.
Придумай название.

 

3.

 «Утро мальчика»

Научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения;

 

Выбери объект.

Расскажи, где он находится.

 

4.

«Новогодняя канитель»

 

Активизировать словарь с помощью речевых оборотов: было, будет, утром, вечер и тп.

Упражнять в умении составлять творческий рассказ по картине: от лица различных объектов, от лица, смотрящего на картину;

Упражнять в фантазировании о том, что было на картине до, и будет позже.

 

Определить объекты на картине;
Выбрать объект, составить рассказ о картине;

 

Подумай, что было с этим объектом до того как произошло то, что изображено на картине;

 

 

Январь

 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

 «Собака со щенками»

Учить детей определять объекты на картине, схематизировать их.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом;

Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;

 

Перечисли объекты;

Составь загадку для любого объекта на картине.

   

Модель «Какой? Что такое?»

2.

 «Девочка купает куклу»

 

Научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершается это действие.

 

Учить делать обобщения.

 
 

Выбери картинку, назови героя, его действие и обсудить с какой целью он действовал именно так.

3.

«Семья»

 

Упражнять в умении выстраивать линию сюжета в картинках;

Определять объекты, называть их действия в зависимости от развития сюжета (схема: «Кто? Что делает? С какой целью? »)

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом.

 

Перечисли объекты;

Составь загадку для любого объекта на картине.

 

Выбери картинку, назови героя, его действие и обсудить с какой целью он действовал именно так.

 

 

Февраль

 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

 

1.

«Мы играем»

Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;
Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;
Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.

 

Почему именно так названа картина, объясни.

 

Найди самое удачное название картины.

2.

«Наша Таня»

3.     Учить детей составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;

Активизировать словарь с помощью речевых оборотов, было – будет, утро – вечер и тп.

1.      

 

Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.

 

Представь прошлое, будущее объекта.

 

3.

«Любимая игрушка»

Упражнять в умении объяснять смысловое содержание картины; составлять речевые зарисовки (описательные);

Активизировать словарь с помощью речевых оборотов, было – будет, утро – вечер и тп.

 

Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.

 

Представь прошлое, будущее объекта.

 

 

Март

 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

 

1.

«Ранняя весна»

Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;
Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;
Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.

 
   

Почему именно так названа картина, объясни.

 

Найди самое удачное название картины

2.

«Подарки маме к 8 Марта»

Учить детей определять объекты на картине, схематизировать их.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом;

1.     Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;

 

Перечисли объекты;

Составь загадку для любого объекта на картине.

 

Модель «Какой? Что такое?»

3.

 «Медведь и пчелы»

1.      

2.     Учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.

   

Что сначала, что потом.

Почему так, а не иначе?

4.

«Какое время года?»

 

Упражнять детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.

 

Упражнять детей в составлении сравнений, загадок или метафор по моделям;

 

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом;

   

Что сначала, что потом.

Почему так, а не иначе?

 

Модель «Какой? Что такое?»

 

                                               

Апрель

 

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Прогулка в парке»

Упражнять детей в умении перевоплощаться  в объект на картине, изменять свое настроение во времени;

Учить составлять речевую зарисовку;

 

Выберите героя на картине или объект, определите его настроение. Опиши, как воспринимает выбранный объект то, что изображено на картине.

2.

 «Шар улетел»

4.     Учить детей составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;

Активизировать словарь с помощью речевых оборотов было – будет, утро – вечер и тп.

 

Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.

 

Представь прошлое, будущее объекта.

 

3.

1.     «Вот так покатался!»

 

Научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершается это действие.

Учить делать обобщения.

2.      

   

    Выбери картинку, назови героя, его действие и обсудить с какой целью он действовал именно так.

4.

3.     «Весенний пейзаж»

 

Закрепить умение перевоплощаться в объект на картине;

 Упражнять в составлении речевых зарисовок об изменении объекта во времени;

 

   

Выбери объект, превратись в него, определи настроение картины;

Составь фантазийный рассказ о том, что бы ты сделал, если бы оказался там.

 

Май

 

Тема,

программное содержание занятия

 

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Купание медвежат»

Упражнять детей в установке логической последовательности действий, опираясь на сюжет каждой картинки.

1.      

    

Что сначала, что потом.

Почему так, а не иначе?

2.

«Спасаем мяч»

Закреплять умение детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершается это действие.

 
 

Выбери картинку, назови героя, его действие и обсудить с какой целью он действовал именно так.

3.

«Сажаем фруктовый сад»

 

Закреплять детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершается это действие.

 

   

Выбери картинку, назови героя, его действие и обсудить с какой целью он действовал именно так.

4.

«Готовимся к лету»

 

Закреплять умение детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.

Закреплять детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершается это действие.

 
   

Что сначала, что потом.

Почему так, а не иначе?

   

Выбери картинку, назови героя, его действие и обсудить с какой целью он действовал именно так.

 

Литература:

1.     Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005

2.     Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – РнД: Феникс, 2004

3.     Зайка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии.-1993. - №2. С.15-19.

4.     Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин – Москва, 2017

5.     Сидорчук. Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. - Москва, 2016

     

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».