ОКТЯБРЬ 2019 "ТРИЗ – технология как средство формирования инженерного и творческого мышления"

01.12.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУДА

«ДЕТСКИЙ САД № 49 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

             

ТРИЗ – технология как средство формирования  инженерного и творческого мышления

Доклад

       

Воспитатель:
Тарасевич М.А.

         

Полевской

 

Добрый день, меня зовут  Тарасевич Мария Андреевна. Я воспитатель в Детском саду № 49 «Серебряное копытце». В данном учреждение работаю уже 2 года и сегодня хочу поделиться с вами опытом внедрения ТРИЗ - технологии в образовательную деятельность дошкольников.

Придя работать на младший возраст, отследила проблему речевого развития детей. Показатели связной речи, монологической и диалогической речи были на низких уровнях. На старшем возрасте данная проблема осталась и, как следствие, присоединились низкие показатели речевого творчества и лексической грамотности. Я проанализировала несколько технологий помогающих решить данную проблему и выбрала для своей работы технологию ТРИЗ.

В 2017 году прошла обучение на семинаре по ТРИЗ – педагогике объемом 16 часов у ведущего научного сотрудника ассоциации «Образование для Новой Эры» Евгении Гин. Применение «ТРИЗ для дошкольников» способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Реализация ТРИЗ - технологии в детском саду осуществляется по 67 технологическим картам. Они делятся на 6 подгрупп: анализаторы, сама признаки, формулировка вопросов, причинно-следственная связь, преобразование признаков, модели мышления.

Внедрение ТРИЗ - технологии мы начали со знакомства с признаками. Для этого мы с помощью таблицы изучили, с каким конкретно признаком, какой анализатор поможет познакомиться.

А далее каждую неделю мы объявляли, что к нам в гости пришла, например, влажность и мы будем искать ее в объектах. В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». В последний день показываем значок, влажность и помещаем его на доску признаков. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос и сами ищут на него ответ.

Изучив все признаки, начинаем формировать сравнительную модель мышление. На этом этапе хорошо работают схемы и таблицы «Учимся сравнивать».

Ребенок выбирает объект, определяет его признак и по этому признаку подбирает второй подходящий объект. Например, Солнце желтое, такое же желтое, как цыпленок. Важно помнить, что составляя такую сравнительную схему нельзя использовать объекты из одной категории. Ребенок учится применять признаки в простой схеме.Хочу такой сайт

Следующим этапом, как вагончики к паровозу подкрепляем разные признаки объекта. Вводится игра «Завоз». Он может быть любым: «Фруктовым», «Овощным», «Транспортным», «Цветочным» и так далее. Загадываем детям объект по форме, размеру, цвету и вкусу (веществу)и другим любым признакам. А они определяют, какой сегодня завоз.

Следующий этап внедрение игр и игровых приемов.

Синектика – игровой прием перевоплощения в объект проблемной ситуации. Ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем или предметом, старается передать эмоциональное состояние объекта, характер образа.

Игровой прием «Подзорная труба» упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки.

Игра «Кто в кружочке живет» учит детей производить замену выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление, начальные приемы моделирования. Каждый ребенок на своем листе схематично зарисовывает обнаруженный в подзорную трубу объект.

Развитию речевых навыков способствуют игры: «Загадочные прятки», В ходе игры дети закрепляют значение признаков и сами признаки, учатся подбирать сравнения, расширяют словарный запас.

«Детективные истории», развивается умение устанавливать причинно-следственную связь между объектами или событиями.

 «Что я знаю?». В ходе игры мы упражняются в умении задавать вопросы, закрепляют знания о признаках и их значениях, расширяют кругозор.

 Познавательный интерес формируют игры «Волшебное электричество», формируется знания о технике, о том, что в электрической бытовой технике, транспорте, инструментах электрическая энергия превращается в другие виды энергии.

«Где живут маленькие человечки?», дети закрепляют знания об агрегатных состояниях вещества с помощью методики маленьких человечков; формируется представление детей о разнообразии живой и неживой природы на Земле.

«Что изменилось?», закрепляют знания детей о признаках объектов, развивать умение находить отличия и сходства по признакам между двумя объектами.

«Найди пару», у детей формируются навыки образной речи через умение находить одни и те же признаки в разных объектах, учатся определять сходства между объектами по различным признакам.

«Как это бывает?»,  закрепляются знания о трех агрегатных состояниях вещества (твердое, жидкое, газообразное), закрепляются умения считывать схемы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;

«Занимательная собирайка». Обучать детей работе с признаками объектов и значением этих признаков, учить работать со схемой, обогащать словарный запас, развивать умение исследовать и классифицировать объекты.

В результате использования данной технологии повысилась познавательная активность детей. Они применяют полученные знания не только в совместной деятельности с педагогом, но и в самостоятельной. Повысилось качество монологической и диалогической речи. Описательные рассказы отличаются полнотой и последовательностью. Каждый ребенок старается обозначить как можно больше признаков предмета, ориентируется в порядке и признаках без опоры на схемы.

В ходе совместных игр дети больше взаимодействуют между собой, учатся договариваться и слушать друг друга. Развивается творческое воображение, память, мышление, внимание.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».