28.10.2024
В дошкольном возрасте перед нами стоит много задач по
воспитанию и обучению детей. Одной из главных и важных - это развитие речи
дошкольника.
Развитие речи в младшей
группе включает следующие направления:
·
Обогащение активного
словаря. Исследование предмета,
установление его назначения, сообщение его названия, перечисление свойств и
характеристик предмета.
·
Развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи. Ребёнок должен научиться легко и
свободно выступать перед мини-аудиторией, общаться со взрослыми и детьми,
выражать свои просьбы и мысли словами.
·
Развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха. Чистое и ясное произношение слов
согласно нормам русского языка, верная постановка ударений, регулировка
громкости произнесения слов, темпа речи, пауз.
·
Развитие речевого
творчества. Пересказы сказок,
словесное рисование обстановки и условий, в которых действовали герои
литературного произведения, придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым
сказкам.
·
Понимание детской
литературы на слух. Знакомство с миниатюр
народного творчества — это доступные и понятные их возрасту потешки, песни и
народные сказки.
В своей практике я давно использую
технологию ТРИЗ и хочу поделиться с вами, как она помогает нам решать задачи по
развитию речи.
В старшей-подготовительной группах детям
очень полюбился прием «Подзорная труба». Мы часто использовали его на занятиях
по описанию картины. По этапно это выглядело так:
Перед вами картина. 1 этап: определение
состава картины
1. Создаем подзорную трубу из подручного материала (листок бумаги, руки,
стакан с прозрачным дном)
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и
назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы
"Кто самый внимательный" и др.
2. Фокусируемся на объекте картины (это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в
определенной части картины и активизировать в речи пространственные
ориентировки: центр картины, справа, внизу, левый верхний угол и т.д.)
Например: Дидактическая игра «Фотограф». представляем,
что в наших руках фотоаппарат и фотографируем объект. Называем его. (например:
я сфотографировала как птица клюёт зерна) - эти фотографии дети могут
зарисовать в свободное время схематично.
2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на
картине».
Цель: упражнять детей в
объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Сейчас мы разобрали картину на части, а теперь попробуем
их обьединить. В этом нам поможет дидактическая игра «Кто с кем дружит». Вы
выбираете 2 обьекта называете почему их можно объединить. (по какому признаку)
Пример: я подружила дерево и кустарник потому что это
растения. Снегирь и голубь подружились потому что они птицы.
3 этап: "Описание на основе возможного восприятия
объектов картины разными органами чувств"
Используя карточки с обозначениями разных анализаторов,
мы можем себе представить, как мы почувствуем картину тем или иным органом
чувств.
Поможет нам в этом игровой прием: «Перемещение в
картину». Встанем в круг и возьмёмся за руки. Закрываем глаза и говорим: раз,
два, три в картину проходи...
Открываем глаза. А теперь, мы с вами находимся прямо в
нашей картине. Первый значок анализатора: звук. Что мы можем услышать, что мы
можем пощупать, потрогать (какие предметы наощупь), какой запах мы чувствуем? И
так далее
Возвращаемся в детский сад и приступаем к этапу номер 4.
непосредственно составление творческих рассказов по картине.
В этом нам помогут приемы «Оживи картину», «Путешествие
во времени», «Кто я на картине?»,
Составление рассказа по картине
Вызываю одного ребенка. Предлагаю составить рассказ по картине.
(Напоминаю,
чтобы ребенок использовал в своем рассказе то, о чем мы говорили при
рассматривании картины и использовали в играх.)
Другой ребенок может попробовать закончить рассказ тем, что будет потом..
Заключение.