ОКТЯБРЬ 2024

28.10.2024

В дошкольном возрасте перед нами стоит много задач по воспитанию и обучению детей. Одной из главных и важных - это развитие речи дошкольника.

Развитие речи в младшей группе включает следующие направления:

·         Обогащение активного словаря. Исследование предмета, установление его назначения, сообщение его названия, перечисление свойств и характеристик предмета. 

·         Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Ребёнок должен научиться легко и свободно выступать перед мини-аудиторией, общаться со взрослыми и детьми, выражать свои просьбы и мысли словами. 

·         Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Чистое и ясное произношение слов согласно нормам русского языка, верная постановка ударений, регулировка громкости произнесения слов, темпа речи, пауз. 

·         Развитие речевого творчества. Пересказы сказок, словесное рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения, придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам. 

·         Понимание детской литературы на слух. Знакомство с миниатюр народного творчества — это доступные и понятные их возрасту потешки, песни и народные сказки. 

В своей практике я давно использую технологию ТРИЗ и хочу поделиться с вами, как она помогает нам решать задачи по развитию речи.

В старшей-подготовительной группах детям очень полюбился прием «Подзорная труба». Мы часто использовали его на занятиях по описанию картины. По этапно это выглядело так:

Перед вами картина. 1 этап: определение состава картины

1. Создаем подзорную трубу из подручного материала (листок бумаги, руки, стакан с прозрачным дном)

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы "Кто самый внимательный" и др.Хочу такой сайт

2.  Фокусируемся на объекте картины (это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, справа, внизу, левый верхний угол и т.д.)

Например: Дидактическая игра «Фотограф». представляем, что в наших руках фотоаппарат и фотографируем объект. Называем его. (например: я сфотографировала как птица клюёт зерна) - эти фотографии дети могут зарисовать в свободное время схематично.

2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Сейчас мы разобрали картину на части, а теперь попробуем их обьединить. В этом нам поможет дидактическая игра «Кто с кем дружит». Вы выбираете 2 обьекта называете почему их можно объединить. (по какому признаку)

Пример: я подружила дерево и кустарник потому что это растения. Снегирь и голубь подружились потому что они птицы.

3 этап: "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Используя карточки с обозначениями разных анализаторов, мы можем себе представить, как мы почувствуем картину тем или иным органом чувств.

Поможет нам в этом игровой прием: «Перемещение в картину». Встанем в круг и возьмёмся за руки. Закрываем глаза и говорим: раз, два, три в картину проходи...

Открываем глаза. А теперь, мы с вами находимся прямо в нашей картине. Первый значок анализатора: звук. Что мы можем услышать, что мы можем пощупать, потрогать (какие предметы наощупь), какой запах мы чувствуем? И так далее

Возвращаемся в детский сад и приступаем к этапу номер 4. непосредственно составление творческих рассказов по картине.

В этом нам помогут приемы «Оживи картину», «Путешествие во времени», «Кто я на картине?»,

Составление рассказа по картине
Вызываю одного ребенка. Предлагаю составить рассказ по картине.

(Напоминаю, чтобы ребенок использовал в своем рассказе то, о чем мы говорили при рассматривании картины и использовали в играх.)

Другой ребенок может попробовать закончить рассказ тем, что будет потом..
Заключение.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».