СЕНТЯБРЬ 2020 "Песок- для детей дружок"

17.09.2020

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»

 

 

 

ПРОЕКТ


 "ПЕСОК - ДЛЯ ДЕТЕЙ ДРУЖОК"



 

(для детей 3 – 4 лет)

 

 

Воспитатель:

Крутикова И.В.

         

Август, 2020

Песочница

Песочница, песочница,
Построить столько хочется!

Вот дом. Но кто в нём будет жить?
Дорога. Кто по ней поедет?

Пойду скорей и принесу
И куклу, и медведя,
Машинку, кран подъёмный мой.
И будет город как живой!

Лидия Слуцкая

 

Актуальность:

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Для малышей игры с песком:

• Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

• Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

 

Данный проект позволит изучить свойства сухого и мокрого песка. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).

Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

 

Тип проекта:

- по методу – исследовательский, игровой.

- по характеру контактов – открытый;

- по количеству участников – групповой, дети 2,3,4 лет, воспитатели;

- по продолжительности – краткосрочный.

 

Цель: ознакомление детей со свойствами сухого и мокрого песка.

 

Задачи: 

·        Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).

·        Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, творчества, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

·        Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

·        Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Продолжать обучать правилам игр в песочнице.

 

Предполагаемый результат: 

Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за собственными действиями и действиями товарищей по игре. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

 

Этапы реализации проекта «Песок – для детей дружок»

Все мероприятия проекта проходили в три этапа:

- подготовительный этап;

- основной этап;

- заключительный этап.

 

Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержание проекта. Ознакомление родителей с темой проекта. Подбор методической литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к подвижным играм,  дидактических игр, физкультминуток для детей.

Формулировка проблемы: Из чего состоит песок? Можно ли из сухого/мокрого песка лепить? Можно ли сухим/мокрым песком рисовать? Как можно играть с сухим и мокрым песком?

Описание плана действий: создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.

Основной этап:

Совместная деятельность педагога с детьми:

·         Беседы познавательного характера, рассматривания иллюстраций, чтение стихов, 

 отгадывание загадок, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры.

·         Просмотр мультфильмов по теме.

·         Игры с песком.

Работа с родителями: Консультация «Играем с песком и водой».

Заключительный этап:

·         Проведение анализа. Обобщение результатов.

·         Оформление конечного результата: фотографии, презентация проекта.

 

План проектной деятельности.

 

N п/п

Формы работы

Цель

1

Беседа: «Аккуратное обращении с песком».

Учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.

2

Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница».

Вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.


3

Просмотр мультфильмов: «Бесполезный песок», «Песочный замок» из серии «Лунтик».

Расширение кругозора. Способствовать формированию положительных эмоций.

4

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Продолжать учить  осознанно действовать в соответствии с текстом игры.

5

Экспериментирование: «Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)».

 «Мокрый песок» - полить сухой песок водой.

«Песок может двигаться» - пересыпание сухого песка из бутылочки.

«Отпечатки на песке». «Песчаный конус».

«Из чего состоит песок».

Проведение опытов с мокрым песком, используя различные формочки.

Опыты с сухим песком (решето, воронки).Хочу такой сайт

Знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму).

 

Показать, что песок впитывает влагу.

 

Формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость.

 

Выяснить, что мокрый песок сохраняет форму.

Показать свойства сухого песка – сыпучесть.

Посмотреть через лупу из чего состоит песок, как выглядят песчинки.

 

6

Рисование на песке «Солнышко-колоколнышко».

Вызвать интерес к изображению солнышка; учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей - прямых и волнистых линий.

Учить детей рисовать на песке палочкой, пальчиком, развивать фантазию, мелкую моторику рук, чувство формы.

 

7

Самостоятельная трудовая деятельность «Поливка песка в песочнице из леечек.
Рыхление лопаткой
»

Воспитывать стремление к труду, освоение способов обращения с леечкой и лопаткой.

 

8

Игры с песком: дидактическая игра «Тайничок».

«Я пеку, пеку, пеку», «Испечём торты (куличики)».

Копание песка совком «Угадай, что спрятано в песке?», «Что я закопала в песок?», «Норка для мышки».

Игры в песочнице с формочками и лопатками: «Заборчики», «Горка для куклы».

Учить закапывать в песок предметы и откапывать их.

 

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

 

Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

 

 

Закрепление представлений о свойствах песка.

 

Дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей: «Играем с песком и водой»

 

О пользе игр с песком сказано много, тут и развитие сенсорного восприятия и творческого мышления, и совершенствование навыков манипуляции, и положительное воздействие на психическое здоровье ребенка. Недаром сегодня всё больше и больше используют  терапию песком, позволяющую естественным путем разгружать психику и находить равновесие. Не лишайте малыша удовольствия повозиться в мини-песочнице, домашнем «островке лета», в любое время года! Играть с песком очень полезно. В песочнице ребенок развивает мелкую моторику – пересыпая песок в руках, глазомер – наполняя формочки песком, здесь он приобретает первые навыки общения с другими детьми и именно в песочнице начинают развиваться его творческие способности.

Игры для ребенка от трех до шести лет

Постепенно ребенок учиться лепить из мокрого песка не только замки, но и другие фигуры. А если это происходит на море, то готовые скульптуры можно украсить ракушками и камушками, а также цветами и листьями. Можно даже строить здания с колоннами из толстых палочек. А если проложить вокруг дорожки, сделать клумбы и «посадить» деревья, то получится целый город. Вокруг замка можно сделать ров с водой, а поверх него построить мост. Заодно расскажите ребенку, что раньше примерно так и был устроен замок, а ров защищал его от набегов врагов. Песок притягивает детей как магнит, ведь здесь он может построить свой собственный мир, где он фантазирует и творит, работает и учится добиваться цели.

В какие игры поиграть с ребенком в песочнице

На улице потеплело, и вся детвора устремила свои взгляды на песочницы. И это вполне понятно. Ведь песок – это целое поле для осуществления детских фантазий, море полученных положительных удовольствий от данной игры. Однако не всегда взрослые знают о том, что благодаря играм с песком можно провести время интересно и полезно. Включите фантазию! Вспомните свое детство - и вперед!  Не секрет, что большинство ребятишек любят копошиться с песком.  Они лепят различные фигуры, просеивают песок через сито, строят замки. Давайте  узнаем, а какие же игры можно организовать с помощью песка.

1. Сооружение городов, замков, строительных комплексов. Не удивляйтесь этому факту, это действительно осуществимо.  Если ребята будут иметь при себе набор для игр с песком, воду, и естественно, сам песок, то путешествие в “Страну Волшебных Городов” уже обеспечено. Конечно, уместны в данной игре будут вспомогательные игрушки – машинки, маленькие куклы, кубики.  Кстати, каждый раз можно менять сюжет, все время, усложняя игру. Например, в этот раз построить туннель для поезда. Помимо развития воображения, дети благодаря такому времяпровождению могут узнать или закрепить знания о железнодорожном транспорте.

2. Знакомство с буквами. Что могут предложить взрослые своим сокровищам:  с помощью обыкновенной палочки рисуем на песке любую букву, которая уже знакома ребенку. Предлагаем также попробовать и малышу. Такие несложные задания стимулируют ребят к непроизвольному изучению алфавита в игровой форме. Ведь  никто не просит юное создание правильно написать букву. Речь идет о первичном запоминании алфавита через такую игровую форму. Безусловно, это задание-игра не будет интересной для самых маленьких карапузиков.

3. Песок – отличное место для рисования. Ведь проводя пальчиком по песку, будь он мокрым или сухим, всегда можно нарисовать желаемый предмет или явление. Например, если во время прогулки мама с сыном или дочкой разговаривали о солнышке, и его пользе для природы, то можно запросто прорисовать солнце на песке, и уже закрепить знания о таком чуде природы.

4. Используя воду, малыши могут лепить все что угодно из природного материала. Это могут быть и животные, и фигурки, и сказочные герои. Такого рода игры развивают у детей творческое воображение и мышление.

Поиграем в археологов

Пусть малыш отвернется, а вы закопайте в песок игрушку. В процессе раскопки по открывающимся частям малыш догадается, что вы спрятали.

Сыграем в прятки

Малыш закапывает свои ручки в песок, ваша задача искать пальчики по именам. Это поможет выучить крохе названия пальчиков.

Отыщем клад

В песочнице ваш малыш может представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой очерченной площади закопайте несколько монеток. Вооружите малыша ситечком, и, просеивая песок, он найдет «сокровища пиратов».

Пальчик-машинка

Для развития мелкой моторики нарисуйте на песке дорожку и попросите ребенка проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину». Однако прежде чем подпускать своего малыша к песочнице, предлагаем обратить внимание на следующие пунктики.

- Обязательно перед игрой с песком взрослым нужно просмотреть песочницу. Ведь не все люди хорошо воспитаны, и бывает такое, что в песке можно обнаружить и окурки сигарет или колющие предметы. В любом случае, даже если игровая площадка ограждена от окружающих, было бы не лишним проявить бдительность в данном вопросе.

- Не забывайте о том, что те песочницы, которые доступны всем людям, также могут быть загрязнены домашними животными. Естественно, в такой песочнице не стоит играть ребятам.

- После игр желательно помыть руки. Конечно, не каждый родитель берет на прогулку все время воду, но обыкновенные влажные салфетки будут весьма кстати. Тем более, если после активного времяпровождения сын или дочка захотят подкрепиться.

Вот такие несложные манипуляции можно осуществлять благодаря обычному песку, и тем самым радовать своих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».