21.10.2021
Работа по экономическому воспитанию дошкольников
невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности
проблемы.
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию
«финансового» воспитания ребенка, считает
Голуб Л.А., -это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных
вопросов.
Обладание «имуществом» развивает
в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию
самостоятельности мышления.
Отсюда вытекают принципы финансового воспитания:
1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной
собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам.
Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То
есть, если данная вещь принадлежит ребенку - нельзя ругать его за то, что
он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только
осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от
неверного шага. Иными словами, пусть лучше поймёт, что зря подарил другу
новенький самосвал, чем лет через 20
- что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при
появлении той или иной вещи в семье, надо определить ей «хозяина» (чья она? она
в личном или в общем пользовании?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он
может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое
детство, рассказать, как лично
берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными
словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи), тогда ребенок
будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась,
разбилась, порвалась — или: сохранилась так хорошо, что служила много лет,
и была самой любимой).
2. Принять все
убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны
ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем
столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? Принять, что любые курсы усовершенствования работают за плату.
Помните, что с нами ребенок
учится, имея «страховку» - которой у него, возможно,
не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше
ошибок! Наша задача здесь и сейчас – не ругать и укорять, а разбирать эти
случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему
помочь, он будет прислушиваться к нашим советам
3. Всегда объяснять, почему
потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а
обсуждение вокруг
нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на
отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать
этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит,
анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных
(или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход
его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех»,
«как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и
получить иной взгляд со стороны.
4. Четко соблюдать
договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок
нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в
противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это
компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.
5. Обязательно определять систему финансирования
ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально
с 3-х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать
цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык
формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2021
Дата обновления: 07.12.2021
Дата публикации: 21.10.2021