07.09.2021
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад №49»
Конспект беседы для
родителей
«Влияние дидактических игр
на экономическое развитие дошкольников».
Составила:
Заварохина Наталья Вадимовна,
воспитатель ВКК
г. Полевской, 2021
К сожалению, финансовой грамотности
почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и
опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте –
это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать
финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее.
И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать
не только ему, но и Вам.
У многих воспитание
заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь
и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто
разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров.
Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри ,
занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения,
которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс
социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени.
Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты —
любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать
внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом
мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести
счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение
отличать желания от потребностей
Основная форма обучения
— игра. Именно через игру ребенок осваивает и
познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для
дошкольника.
Учение
в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский
подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры
как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1.
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего
значения;
2.
Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие
дети вообще не знают что такое «учиться»);
3.
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и
произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти,
преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4.
Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во
многом способствует преодолению трудностей.
В
качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали
дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что
задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что
осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и
поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и
воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по
формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и
закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются
новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое
количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными
объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются
реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта
готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности
наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в
игре при условии усложнения содержания интеллектуальных
задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует
создания проблемно-игровых, проблемно-практических,
проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания
детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение
игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего
развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для
ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры
устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение
протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически
грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения.
Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг
с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности
сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную
активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой
и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками
сложных экономических знаний.
В процессе
экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий
и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр
в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий
дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные
по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные,
словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки,
игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате
исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным
средством формирования основ экономической культуры у детей старшего
дошкольного возраста.
Дидактические
игры
«Денежный поток»
Цель игры:
развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного
управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему
углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой
жизни.
«Монополия»
Цель игры:
необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков
станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои
билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов),
когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять
знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия;
формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к
людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания
приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление,
позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать
деньги.
Список используемой литературы:
1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с
деньгами»
2. Смолнцева А.А. «Введение в
мир экономики, или как мы играем в
экономику» Учебно- методическое пособие..
3. А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»
4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова
М.Н. Азбука экономики.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2021
Дата обновления: 07.12.2021
Дата публикации: 07.09.2021