04.12.2019
Система взаимодействия педагога и родителей в
речевом развитии детей.
Дошкольный
возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом
возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не
является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром
и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в
связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а
соответственно и речи. Овладение родным языком является одним их важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретением, так как речь не дается
человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь
ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из
главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи
детей.
Речь – яркий
показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не
подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более
раннего возраста и содержит много погрешностей:
• обедненный словарь;
• часто неверная конструкция
предложений;
• неспособность связно и
последовательно изложить события;
• дефекты произношения;
• сбивчивый темп речи.
Чем лучше
будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия
успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого
уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы
организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни
ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором,
компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не
перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги,
если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение.
Бедная речь ведет к агрессии, так
как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда
проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И
нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий
уровень культуры отдельного человека,
семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения,
небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Педагоги стремятся
к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность,
ее объем и характер становятся главными показателями успешности
учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов
деятельности.
Все достижения ребенка в
ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д.
не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Успех по вопросам речевого
развития детей зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и
родителей. Цель такого взаимодействия:
• объединить усилия взрослых для
успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
• сформировать
у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
• уметь правильно реагировать на
проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и
радоваться его успехам).
Поэтому важно
сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными
помощниками. Задача детского сада — вооружать родителей
педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития
речи. Для этого можно использовать различные формы работы. Например,
коллективные, такие как:
ü Тематические
родительские собрания
Интересными и
полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и
делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Можно
использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации
специалистов по проблемам речи. Полезны и открытые занятия по развитию речи,
где могли бы участвовать родители. Вопросы методики развития речи находят свое
место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские
конференции, «круглые столы», устные
педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на
производстве.
ü Участие родителей в речевых
традициях группы.
Эффективным
остается не только вывешивать полезную информацию о речевом развитии детей, но
и проводить регулярные индивидуальные и групповые консультации
Ребенок-Родитель–Воспитатель. Обязательны ежедневные беседы и рекомендации родителям о том, что повторить, о чем
поговорить, в какие игры поиграть с ребенком во второй половине дня и даже
задание на выходные.
Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать через
разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:
·
информационно – аналитические формы организации
общения с родителями;
·
досуговые формы организации общения с
родителями;
·
познавательные формы организации общения с
родителями;
·
наглядно- информационные формы организации
общения.
Основной
задачей информационно – аналитических
форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование
данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических
знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.
Потому как
только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с
родителями. Формы
работы:
· составление
социального паспорта семьи;
· анкетирование;
· тестирование;
· целевое
посещение семьи;
· проведение
социологических срезов и др.
Досуговые
формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные
отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической
культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы:
· тематические
развлечения;
· литературные
вечера;
· фольклорные
праздники;
· ярмарки;
· КВН;
· введение
речевых традиций;
· вечер
вопросов и ответов.
Познавательные формы организации
общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с
особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными
методами и приемами развития речи детей, выполняют доминирующую роль в
повышении психолого-педагогической культуры родителей.
Наглядно – информационные формы
организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно –
ознакомительные и информационно – просветительские.
Задачами
одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление
родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи
детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений
о работе дошкольного учреждения.
В
информационно-ознакомительную форму включается проведение Дней открытых дверей
и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о
нетрадиционных, в связи с тем, что
дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются
возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим
включиться в общение и деятельность детей и педагогов.
Задачи другой
группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм
и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию
речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение
педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты,
организацию выставок и др.
Кроме
коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель информируют
родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают
рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого
воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг. В процессе работы с родителями педагог
указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться
практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал
определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.
Для совместной работы педагогов и
родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с
родителями. Выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в
доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по
развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители
смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.
Степень эффективности
сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на
совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной
заинтересованности.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения
с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников и
должно работать в системе.