14.08.2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 49 общеразвивающего
вида»
Деревья нашего города
Экологический проект для
детей старшей группы
Воспитатели:
Соколова О.В.
Крутикова И.В.
Июль, 2019
|
У Дедушки
Дерева добрые руки — Большие зеленые добрые руки… Какая-то птица
в руках суетится, Какая-то птица на плечи садится. Дедушка Дерево
— славный такой — Белку качает большущей рукой... Жучище
примчался и сел, и качался, И все восхищался, и все восхищался! Стрекозы
примчались и тоже качались, И мошки примчались, и мошки качались. И все
свиристели в пуховой посели Смеялись, качались, качались, свистели! Дедушка Дерево
пчел подхватил И на ладони свои
усадил... У Дедушки
Дерева добрые руки — Большие зеленые добрые руки... Наверно, их
сто... или сто двадцать пять... Чтобы всех покачать! Чтобы всех покачать! Э. Мошковска |
Актуальность:
В настоящее время важнейшей
задачей является воспитание и повышение экологической грамотности людей. Потерялся
непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая
взамен.
На сегодняшний день
экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали
залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир,
окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского
разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу,
наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Нельзя забывать о том, что воспитывать
бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу,
получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с
самого раннего детства.
Любое общение с природой должно
способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт
личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы –
обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего
родного города, но и всей страны в целом.
Суть проекта заключается в том,
чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить
их знания о значении деревьев в жизни людей.
Данный
проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по
теме. Широкий кругозор облегчает процесс
познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность,
творческие способности.
Тип проекта:
- по методу – информационный, познавательный.
- по характеру контактов – открытый;
- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет,
родители, воспитатели;
- по продолжительности – краткосрочный.
Цель: формирование
экологической культуры, под которой следует понимать совокупность
экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
·
Задачи:
·
Научить детей узнавать и различать деревья
ближайшего окружения по внешним признакам;
·
Сформировать понятие об основных потребностях
дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
·
Уточнить представление о взаимосвязи живой и
неживой природы, места человека в них;
·
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех
живых существ, в том числе и человека;
·
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к
природе;
·
Продолжить знакомство со стихами, песнями,
загадками и рассказами о природе;
·
Воспитывать любовь к природе через прямое общение
с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
·
Способствовать формированию навыков экологически
грамотного нравственного поведения.
Ожидаемый результат:
·
Повышение уровня экологической
грамотности детей;
·
Формирование осознанной
потребности в общении с природой;
·
Создание экологически –
развивающей среды на участке детского сада;
·
Создание художественно –
эстетической среды;
·
Расширение знаний детей о
деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
·
Формирование умения видеть
разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в
творческой деятельности;
·
Способствовать более активному
участию родителей в жизни детского сада.
Этапы реализации проекта «Деревья нашего города»
Все мероприятия проекта проходили в три этапа:
- подготовительный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, содержание проекта. Ознакомление родителей с темой проекта. Подбор методической
литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к подвижным играм, дидактических игр, физкультминуток для детей.
Знакомство детей с деревьями, их отличительными особенностями.
Формулировка
проблемы: «Знаете ли вы, что если не охранять, не
беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее
будет дышать, наше здоровье не будет крепким».
Описание плана действий: привлечь родителей к совместной
деятельности, создать предметно-пространственную развивающую среду для
реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми
полученных знаний.
Основной этап:
Совместная
деятельность педагога с детьми:
·
Беседы познавательного
характера, рассматривания иллюстраций, чтение стихов,
отгадывание загадок, физкультминутки,
пальчиковые гимнастики, дидактические игры.
·
Экскурсия по
территории детского сада.
·
Просмотр презентации
«Растительный мир»
·
Рисование, аппликация,
конструирование.
·
Работа с родителями:
·
Консультация «Природа,
как воспитатель»
Заключительный этап:
·
Проведение анализа.
·
Обобщение результатов.
·
Оформление конечного результата: рисунки детей,
фотографии, презентация проекта.
План проектной деятельности
Формы работы |
Цель |
|
1 |
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в
частности?». Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в
древности?». Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой
природой».
Беседа «Красота природы бесценна». |
Выяснить, что дети знают о деревьях, что хотели бы еще
узнать. Подвести детей к пониманию того, что деревья
имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу
использовали в древности. Углубить представление о взаимосвязях живой и
неживой природы и о факторах, которые влияют на
жизнедеятельность деревьев. Дать детям понять, что ни за какие деньги не
купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы
оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное
отношение к природе. Обогащать и развивать устную
речь детей.
|
2 |
Рассматривание
альбома |
Способствовать расширению
кругозора, познавательных интересов. Дать детям представление о том, что
деревья бывают плодовые - яблоня,
груша, рябина. Какие у деревьев семена. |
3 |
Дидактические
игры: «Сравни», «Узнаю деревце», «Зелёный мир», «Где что зреет», «Что лишнее» |
Каждый
ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим. Педагог побуждает детей завершить начатые
предложения, используя для этого сравнительные обороты. Учить находить дерево по описанию. Дети дают ответы на вопросы взрослого: Учить использовать знания о растениях,
сравнивать плоды дерева с его листьями. Дети должны определить лишний предмет
(дуб, осина, клен, ель, ромашка). |
4 |
Подвижные
игры: «Найди свое
дерево», «Найди такой же лист», «От дерева к дереву» |
Внимательно
слушать указания воспитателя, следовать правилам игры. Дети по
очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому
придется сделать прыжков, чтобы достичь цели? |
5 |
Наблюдения и исследовательская деятельность. |
Знакомство
со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии
по экологической тропе. Обхватить
дерево руками, погладить ствол дерева (гладкий, шершавый). Посмотреть, как в
коре прячутся насекомые. |
6 |
Чтение художественной литературы: «Зеленая
страна» Е. Серова. . И.
Токмакова «Дуб», А.
Твардовский «Лес осенью», И.
Соколов – Микитов «Листопадничек». |
Воспитывать
бережное отношение к деревьям. Продолжать
внимательно слушать стихотворения, чувствовать красоту природы. |
7 |
Аппликация: «Берёзка» |
Создавать
композицию, используя элементы обрывной аппликации. |
8 |
Просмотр презентации: «Растительный
мир» |
Уточнить
знания о деревьях, отгадывание загадок. |