ИЮНЬ 2018 «Путешествие в мир насекомых»

21.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»


 

 

 

Проект

«Путешествие в мир насекомых»

для детей 3- 4 лет

 

Воспитатели:

Соколова О.В.

Крутикова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Июнь, 2018

«Не обижайте лесных насекомых! »

В лесу летают мотыльки.

Ползут козявки и жучки…

Природа-мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой.

Актуальность проекта:  

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.

Экологическое воспитание подрастающего поколения -это одна из важнейших, актуальнейших задач системы образования. Дошкольный возраст –это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

Дети смотрят на окружающий их мир, но зачастую не замечают его мелких представителей – насекомых. Не видят ни разнообразия насекомых, ни их особого мира, ни их прелести. Для того чтобы дети это увидели, им надо помочь узнать мир насекомых. Насекомые могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Но знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их. Поэтому эта тема важна и актуальна.

 

Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

 

Тип проекта:

- по методу – познавательный, творческий, игровой.

- по характеру контактов – открытый;

- по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, родители, воспитатели;

- по продолжительности – краткосрочный.

 

Целью проекта: формирование представления о насекомых, их пользе или вреде. Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Сформировать у ребенка представления о насекомых (стрекозы, бабочки, мухи, кузнечики, пчёлы, комары, муравьи)

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

  • Развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться со сверстниками, со взрослыми.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и уважение к природе.

  • Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей ужелание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

  • Воспитывать аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты

Дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, стрекоза, муха, пчела, муравей, комар); имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые; знают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; находят сходства и различия; владеютобобщающим понятием «насекомые».

 

Этапы реализации проекта «Путешествие в мир насекомых»

Все мероприятия проекта проходили в три этапа:

- подготовительный этап;

- основной этап;

- заключительный этап.

 

Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержание проекта. Ознакомление родителей с темой проекта. Подбор методической литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к подвижным играм, изготовление дидактических игр, физкультминуток для детей.

Знакомство детей с различными видами насекомых, их отличительными особенностями.

Формулировка проблемы: способствовать формированию у детей знаний о жизни насекомых,приносят ли насекомые пользу или вред? Нужны ли насекомые?

Описание плана действий: привлечь родителей к совместной деятельности, создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.

Основной этап:

Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Беседы познавательного характера, рассматривания иллюстраций, чтение потешек,

русских народных сказок, отгадывание загадок, физкультминутки, пальчиковаые гимнастики, дидактические игры.

  • Экскурсия по территории детского сада.

  • Просмотр презентации «Насекомые»»

  • Рисование, лепка, аппликация, конструирование.

  • Работа с родителями:

  • Консультация  «Как привить любовь к природе»

  • Консультация «Первая помощь при укусах насекомых».

 

Заключительный этап:

  • Проведение анализа.

  • Обобщение результатов.

  • Оформление конечного результата: рисунки детей, фотографии, лепка «На полянке», презентация проекта.

 

План проектной деятельности

N п/п

Формы работы

Цель

1

Рассказ воспитателя о видах насекомых

Познакомить детей с отличительными чертами насекомых (6 лапок)

2

Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках».

Познакомить детей с новыми литературными произведениями. Подводить детей к пониманию, осмыслениюлитературного произведения.Развитие творческого воображения, фантазии.Развитие эмпатии и умения слушать.

 

 

Рассматривание энциклопедий, журналов о насекомых.

Познакомить детей с внешним видом насекомых и средой их обитания.

3

Рассматривание насекомых (игрушки).

Продолжать учить описывать предмет, учить выделять из групп других на основе внешних признаков.

4

Отгадывание загадок о насекомых.

Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?(Комар)

В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах.
(Кузнечики)

Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … .
(Муравьи)

У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
(Божья коровка)Хочу такой сайт

Она бывает разная, но всегда прекрасная,

Села на листочек, похожа на цветочек. (Бабочка)

 

Продолжать учить внимательно слушать воспитателя, развивать мышление.

5

Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за муравьями.

 

Уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.

6

Дидактические и настольные игры: «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек»,«Кого как зовут», «Домино Насекомые», «Кто что умеет делать», «На полянке»,.

Учить чередовать предметы по цвету, величине; развивать тактильные ощущения, внимание.

7

НОД Лепка «Божья коровка», «Гусеница»

 

Побуждать использовать свойства пластилина, синхронизировать действия обеих рук. Продолжать учить отщипывать кусок пластилина нужного размера, скатывать шарики, соединять детали между собой. Желание завершать начатое дело.

8

Самостоятельная деятельность детей.

  • рассматривание картин,

иллюстраций,

•     раскрашивание раскрасок «Насекомые», •     настольные и дидактические игры

«У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».

•   сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек»,

•   выставка детских рисунков «Букашки-таракашки»,

•    игры с игрушками.

 

Учить выполнять задания без непосредственного участия воспитателя, побуждать детей стремится достигнуть поставленной цели.

9

П. игра «Найди свой домик»

Ход игры:

Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике». Домики – это обручи соответствующего цвета. Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук – коричневый.

 

П. игра «Паук и мухи»

Ход игры: В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке - мухи летают и крыльями машут. Паук находится в домике. По сигналу "паук" мухи замирают и останавливаются в там месте, где застал сигнал. Паук выходит - смотрит. Кто пошевелится паук отводит в свой домик. Подсчитываются проигравшие, выбирается другой водящий, и игра повторяется снова.

 

 

Учить детей согласовывать свои действия со словами. Закреплять умение быстро бегать, быть внимательным в игре, развивать память, запоминать характерные детали.

10

Просмотр мультфильмов «Муха-цокотуха», «Лунтик», «Пчёлка Майя»

 

Познание окружающего мира.

11

Пальчиковая игра «Насекомые»

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)    

 

Развитие мелкой и общей моторики, повышение функциональной активности головного мозга. 

12

Логоритмические упражнения: «Друзья помогли»

 

От друзей муравьишка отстал.

 Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. 
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!

 

( Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги. 
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.)

 

«Насекомые над лугом».

Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз 
Шмель пыхтит, пыльцу повез. 
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
( Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками. 
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами,  хлопают в ладоши.

 

Развитие чувства ритма.

Работа сродителями.

 

Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

 

Рекомендации и советы. Участие родителей в совместной деятельности с детьми.

 

Чтение произведений на данную тему.

Памятки для родителей «Как научить ребёнка слушать книги и беречь их».

 

Самостоятельная инициатива по заучиванию стихови песенок на предложенную тему.

Памятка для родителей «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»

 

 


Произведения для чтения детям

Посмотри скорей вокруг -
Справа друг и слева друг.
Без друзей нам жить нельзя,
Все вокруг твои друзья.
Птички, бабочки и мошки,
Паучки, собаки, кошки -
Наши меньшие друзья,
Обижать друзей нельзя.
Надо их оберегать 
И в обиду не давать!

Божья коровка,
Чёрная головка.
Ловко крылья расправляешь 
И до неба долетаешь.
Ходишь ты на чёрных ножках,
Носишь ты костюм в горошек.

Здравствуй, тётушка Пчела!
Ты нам мёда принесла?
- Принесла я, детки,
Вам медовые конфетки,
И конечно же медок,
Тот, что подарил цветок, 
Над которым я летала,
Мёд для деток собирала...
Будьте все счастливыми,
Будьте все весёлыми,
А ещё красивыми,
И ещё здоровыми!
Мёд мой чаще кушайте,
Папу с мамой слушайте!

 

Вот кузнечик молодец
Ловко скачет удалец
С травки на былинку,
Выпрямляя спинку.
Скачет по лугам, хохочет,
Громко, звонко он стрекочет.

Вот комарик - пискунок,
Очень звонкий голосок.
Он над нами пролетит,
Громко - громко запищит.
Ты, комар, нас не кусай,
Ночью спать нам не мешай

На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося!

 

Шмель полосатый, пушистый
Сел на цветочек душистый,
Лапками перебирает -
Сладкий нектар собирает.

Знают все: у муравья
Очень дружная семья.
Летом дружно строят дом,
А зимой спят дружно в нем.

Мы предупреж-ж-ждаем вас,
Лучше вам не трогать нас.
Если мы уж-ж-жалим больно,
Вы не будете довольны.

 

Божья коровка - полезный жучок,
В черный горох у нее пиджачок.
С тлей расправляется быстро и ловко,
Лечит растения божья коровка.

Бабочка капустница
Летать она искусница.
Маленькая белая
И такая смелая.
Села прямо на окошко,
Я подставила ладошку
И была ей очень рада,
А она летала рядом.

 

Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала...
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.

Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!

Мы - маленькие осы.
В тельняшках, как матросы,
Летаем над цветами -
Вы все знакомы с нами.
Всегда на наших ножках
Пушистые сапожки.
Нам жарко в них немножко.
Пришлите босоножки!

Что за чудо - стрекоза!
Только крылья и глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.

 








Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».