АВГУСТ 2018 "Тайна мыльных пузырей"

21.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»




Проект

«Тайна мыльных пузырей»

для детей среднего возраста


 

Воспитатели:

Соколова О.В.

Крутикова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август, 2018

Горит, как хвост павлиний.
Каких цветов в нём нет!
Лиловый, красный, синий.
Зелёный, жёлтый цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет лёгкий шар,
То в нём синеет море,
То в нём горит пожар.
С. Я. Маршак

Актуальность проекта:

Каждый в своей жизни сталкивался с волшебством мыльных пузырей. Они завораживают, заставляют мечтать и верить в чудеса. Как приятно смотреть, когда парят в воздухе радужные пузыри, унося ввысь  наши пожелания и мечты.

Говорят, человеку не надоедает смотреть на три вещи: огонь, воду и звёздное небо. Нужно четвёртым пунктом добавить мыльные пузыри. Глядя на проплывающие мыльные пузыри, и у детей, и у взрослых захватывает дух. Сколько удовольствия мы получаем, надувая и наблюдая за переливами всех цветов радуги на их поверхности. Мыльные пузыри популярны во всем мире. Они привлекают всех своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и лёгкостью. И не только дети, но и взрослые с удовольствием наблюдают за этим удивительным творением человека. Затейливые траектории их полёта делают мыльные пузыри забавной игрушкой для детей любого возраста. А как получить большие, разноцветные мыльные пузыри своими руками? В этом и заключается актуальность выбранной темы.

 

Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Мыльные пузыри». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

 

Тип проекта:

- по методу – познавательный, исследовательский.

- по характеру контактов – открытый;

- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;

- по продолжительности – краткосрочный.

 

Цель проекта: Создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей. Научиться изготавливать растворы мыльных пузырей в домашних условиях.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить детей с названиями ингридиентов, необходимых для изготовления мыльных пузырей.

  • Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора.

Развивающие:

  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения.

  • Развивать творческие способности и коммуникативные качества детей.

  • Развивать логическое мышление, умение делать выводы и заключения; познавательный интерес.

 

Воспитывающие:

  • Пополнить и обогатить словарный запас детей и их знаний по теме «Цветы».

  • Приобщать родителей к совместной работе.

 

Ожидаемый результат:

  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к экспериментальной деятельности.

  • Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о растворах для мыльных пузырей.

  • Развитие творческих, эстетических качеств детей.

  • Владение понятиями «мыльный», «жидкий», «скользкий»; составление описательных рассказов о мыльных пузырях по опорной схеме

 

Этапы реализации проекта «Тайна мыльных пузырей»

Все мероприятия проекта проходили в три этапа:

- подготовительный этап;

- основной этап;

- заключительный этап.

 

Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержание проекта. Ознакомление родителей с темой проекта. Подбор методической литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к экспериментальной деятельности.

Знакомство детей с различными моющими средствами, их названиями. Выбор

рецептов изготовления мыльных пузырей в домашних условиях. Подготовка необходимого оборудования для изготовления растворов мыльных пузырей.

Формулировка проблемы: Форма мыльных пузырей всегда круглая; мыльные пузыри могут иметь разные размеры; мыльные пузыри можно удержать в ладошках; окружающая среда влияет на мыльные пузыри; мыльные пузыри созданы для игры

Описание плана действий: привлечь родителей к совместной деятельности, создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.

 

Основной этап:

Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Беседы познавательного характера, рассматривания иллюстраций, чтение стихотворений, отгадывание загадок, физкультминутки.

  • Рассматривание картин знаменитых художников 18-19 веков.

  • Рисование.

  • Экспериментирование.

  • Работа с родителями:

 

Заключительный этап:

  • Проведение анализа.

  • Обобщение результатов.

  • Оформление конечного результата: рисунки детей, фотографии, презентация проекта,

  • Развлечение «Шоу мыльных пузырей»

 

План проектной деятельности

N п/п

Формы работы

Цель

1

Рассказ воспитателя о мыльных пузырях «Происхождение мыльного пузыря».

См. Приложение

Познакомить детей с историей возникновения мыльных пузырей

2

Знакомство с литературными произведениями: Л. Гуляева «Если дунуть посильней»; О. Чусовитина «Раз, два, три»; Ж. Биганина «Даша, внучка, посмотри! »; Л. Степанова «До вечерней до зари»; Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей».

См. Приложение

Познакомить детей с новыми литературными произведениями. Подводить детей к пониманию, осмыслениюлитературного произведения. Развитие творческого воображения, фантазии. Развитие эмпатии и умения слушать.

 

3

Рассматривание иллюстраций с мыльными пузырями.

Сравнение пузырей с другими предметами круглой формы.

Отметить, что мыльные пузыри бывают разного размера, цвета, но всегда округлой формы.

Продолжать учить описывать предмет, учить выделять из групп других на основе внешних признаков.

4

Отгадывание загадок

Разноцветные шары!

Полетели во дворы!

С чего радость у детей?

Да от мыльных...

(Пузырей)

 

Легче пуха я летаю, 

Ярче радуги сияю. 

Раздуваюсь вширь Хочу такой сайт

Потому что я ...?

(Пузырь)

 

Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем.
(Мыльные пузыри)

 

Продолжать учить внимательно слушать воспитателя, развивать мышление.

5

Просмотр мультфильмов «Большая стирка», «Лунтик – Мыльные пузыри», «Маша и Медведь – Цирк, да и только»

 

Познание окружающего мира.

6

Рассматривание картин: Жан-Этьен Лиотар «Дети, выдувающие мыльные пузыри»; Франц ван Мирис «Мальчик, выдувающий мыльные пузыри»; Пьер Миньяр «Портрет Марии Анны де Бурбон»; Рембрант «Купидон, пускающий мыльные пузыри»; Анри Гийом Шлезингер «Мыльные пузыри»; Жан-Батист  Симеон  Шарден  «Мыльные пузыри»; Джон Эверетт Милле «Мыльные пузыри»

См. Приложение

Расширять представления детей о творчестве разных художников. Показать, что мыльные пузыри были известны ещё в давние времена.

7

Пальчиковая гимнастика «Моем ручки»

Ах, вода, вода, вода!                                                             - Будем чистыми всегда!                                                                    

(ритмично потирать ладошки, имитируя  мытьё рук)

Брызги – вправо, брызги – влево                                       - Мокрым стало наше тело!

(пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку)

Полотенчиком пушистым                                               - Вытрем ручки очень быстро.

(энергичные движения имитируют поочерёдно вытирание каждой руки полотенцем)

 

 

Развитие мелкой и общей моторики, повышение функциональной активности головного мозга. 

8

Экспериментирование: Приготовление растворов для мыльных пузырей.

Опыты

 

См. Приложение

 

«Шоу мыльных пузырей»

Формирование у детей реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой.

Развитие познавательной активности и любознательности. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Происхождение мыльного пузыря.

История появления мыльных пузырей связана с человеком по имени Пампатус, который из-за своего страха сам того не подозревая придумал способ выдувания мыльных пузырей.

В один прекрасный день, когда наконец-то создали мыло король, ничуть не шутя, приказал всем вымыться мылом под страхом смертной казни. Только один старый сапожник по имени Пумпатус сидел, спрятавшись, в своей сапожной будке. Больше всего на свете Пумпатус не любил мыть шею. За окном послышались шаги. Два огромных стражника взяли Пумпатуса подмышки и через пять минут уже подвели его к городской тюрьме. В комнате, где заперли Пумпатуса, была ванна с мыльной пеной и много полотенец. «Согласен?» - спросили два огромных стражника. «Ни за что!» - отвечал Пумпатус. И его оставили, чтобы он в последний раз выкурил свою трубку. Пумпатус затянулся и вдруг увидел, что из трубки вылетел прекрасный прозрачный шар. Шар вылетел в окно и засиял на солнце: в нем прыгали маленькие радуги. За первым шаром вылетел второй. Пумпатус во все глаза смотрел на происходящее чудо. Прохожие внизу тоже задрали головы, чтобы посмотреть на это. Вскоре собралась толпа, и начался переполох. О том, что Пумпатуса должны были казнить, все, конечно, забыли. Профессор, которого пригласили во всём разобраться, осмотрел трубку Пумпатуса. «В трубку попала мыльная пена. Вот в чём дело», - объявил профессор толпе под окном. В этот день никто не курил трубок. Все наполнили трубки мыльной пеной и пускали пузыри. Все небо было разноцветным от мыльных пузырей. Дамам стали дарить букеты из мыльных пузырей. Правда такие букеты лопались, но зато вместо них приходилось дарить сразу новые. И дамы были счастливы. Пумпатуса, конечно, не казнили, а после этого мыльные пузыри стали популярны не только в одном маленьком королевстве, но и в целом мире!

 

СТИХОТВОРЕНИЯ

 

Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

Л. Гуляева

Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!

Е.Егорова

Увлекательное дело -

Шоу мыльных пузырей!

Я пузырик разглядела -

Ни окошек, ни дверей!

Как же радуга тогда

Забирается туда?!

Мама, мама, посмотри
Мы пускаем 
пузыри
Легкие, цветные,
Тонкие, большие,
Крутятся, сверкают,
дунешь - улетают.
Правда чудо?! Правда диво ?!
Посмотрите , так красиво!

Р. Горенбургова

Раз, два, три
Раз, два, три -
Я пускаю пузыри.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пузыри летят опять
Над домами, над лесами.
Над зелёными садами.
Я пускаю пузыри,
Мама, мама, посмотри.

О. Чусовитина

В тепленькой водичке разведу я мыла...
Капельку шампуня, чтобы лучше было...
А теперь от ручки трубочкой...
- Смотри!
Как переливаются эти пузыри...
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво...
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадет в глаза...
Пусть себе летают,
Небо украшают!

М. Бойкова

Даша, внучка, посмотри!
Я купила пузыри!
Будет мыльная потеха,
Будет много, много смеха.
Раз пузырик - для тебя,
Два - побольше для меня,
Три - удрали пузыри,
Даша, что же ты? Смотри!
Смотрит Даша не мешает,
Бабушка сама играет,
Наконец-то может Даша,
Вместо бабушки быть старшей.

Ж. Биганина

До вечерней до зари
Мы пускали пузыри:
Круглые и гнутые,
Важные , надутые,
Яркие, красивые,
Легкие, игривые.
В разноцветном пузыре
Видно все, что во дворе:
И скамейка, и цветы,
И зеленые кусты,
И деревья, и дома,
В них видна и я сама.

Л. Степанова

Двенадцать мыльных пузырей,
Двенадцать радужных друзей,
Двенадцать круглых толстяков,
Двенадцать милых добряков,
Летят по воздуху гурьбой
Вполне довольные собой.
Но вдруг один чихнул: «Апчхи!!!»—
И разлетелся на клочки.
«Эй, первый! Будь здоров, старик!»—
Сказал второй и лопнул вмиг.
За ним и третий звонко: «Бах!»
Четвертый: «Чпок!» И пятый: «Ах!»
Шестой, седьмой, восьмой: «О-оп!»
Девятый: «Бац!» Десятый: «Хлоп!»
Вздохнул одиннадцатый: «Ох!
Какой у нас переполох!»
И вот последний мыльный пупс,
Пожав плечами, лопнул: «Упс!»

Г. Дядина

Я  пускаю  пузыри!
Их  так  много,  посмотри,
Надо  мной  летают,
Солнце  в  них  сияет.
Разлетелись  пузыри
Их  в  ладошки  не  бери,
Не  пытайся  их  поймать
Их  так  просто  напугать!
Чуть  дотронешься  рукой,
Хлоп!  ... И пусто  над  тобой!

О. Борисова

Свои ручки Маша мыла,
Шарик родился из мыла.
До чего же он воздушный,
Только очень не послушный.
Спрыгнул с Машиной ладошки,
Упорхнул гулять в окошко.
С паутинкой – подрожал,
От котёнка – убежал.
На качелях посидел,
С пчёлкой к улью полетел.
Ветер вдруг поднялся сильный,
Ой!... И лопнул шарик мыльный.

И. Лебедева

Подарили мне игрушку
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузыри.
Я лопаточку с «окошком»
Окуну в раствор немножко.
Дуну раз, и два, и три,
Разлетятся пузыри.
Пузыри легко взлетают,
Цветом радуги сверкают.
-Мама, мама, посмотри
Как сияют пузыри!»
Я поймать рукой старался,
Осторожно подбирался.
Лишь коснутся о ладонь-
Хлоп! И нету! Мол, не тронь!
Я ловил, они летели
И садиться не хотели
Целый день я так провёл.
Весь раствор уже извёл.
Я ещё бы поиграл,
Жаль, что тюбик очень мал.

Р. Новикова

 


КАРТИНЫ

Жан-Этьен Лиотар «Дети, выдувающие мыльные пузыри»


Франц ван Мирис «Мальчик, выдувающий мыльные пузыри»


Пьер Миньяр «Портрет Марии Анны де Бурбон»

Рембрандт Харменс ван Рейн «Купидон, пускающий мыльные пузыри»


Анри Гийом Шлезингер «Мыльные пузыри».


Жан-Батист  Симеон  Шарден  «Мыльные пузыри»




Джон Эверетт Милле «Мыльные пузыри»


РЕЦЕПТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ

Состав №1.

На 100гр. средства для мытья посуды необходимо взять 300мл. воды и 50мл. глицерина. Всё хорошенько размешать и ваш раствор готов.

Состав №2.

На 600мл. горячей воды, 300мл. глицерина, 20 капель нашатырного спирта и 50 г моющего средства в порошке. Всё хорошенько размешать и поставить на 12 часов в холод!

Состав №3.

100 мл обычного шампуня, 100 мл воды, 2 ч.л. сахара.

Состав №4.

4ст. ложки мыльной стружки растворить в 400мл. горячей воды. Раствор оставить на несколько часов, после чего добавить 2 чайные ложки сахара.


ОПЫТЫ

Опыт №1 «Форма пузыря»

Возможно ли выдуть пузырь другой формы, отличной от шара. Использую форму в виде треугольника и куба. Несмотря на многие попытки, выходили пузыри только круглой формы. Мыльный пузырь всегда приобретает форму шара из любой другой формы. 

Опыт №3 «Прыгающие мыльные пузыри»

Играя в группе с мыльными пузырями, мы заметили, что попадая на ладонь, они мгновенно лопаются. Воспитатели предложили надеть шерстяные рукавицы. Мыльный пузырь мягко опускался на рукавицы и даже подпрыгивал. Дело в том, что шерстяные нитки, из которых связаны варежки, имеют ворсинки. Они очень тонкие и мягкие, и не причиняют мыльным пузырям вреда.




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».