СЕНТЯБРЬ 2018 "Грибы-грибочки"

21.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»

 

 

 

 

Проект

«Грибы-грибочки»

для детей среднего возраста

 

 

 

Воспитатели:

Соколова О.В.

Крутикова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь, 2018

«Природа – благодатный источник

воспитания человека. С познания

природы начинается становление ума,

чувств, взглядов, убеждений».

В. Сухомлинский.

Актуальность проекта:

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень.  Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства.  

Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание  беречь и охранять  природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека.

Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с детьми взялись реализовать проект «Грибы-грибочки». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы  узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц.

Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Грибы». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Тип проекта:

- по методу – познавательный, творческий.

- по характеру контактов – открытый;

- по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, родители, воспитатели;

- по продолжительности – краткосрочный.

 

Цель проекта: формирование представления о разнообразии грибов через разнообразные виды деятельности. Создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц. Проявлять заботу о природе. Познакомить с разнообразием грибов, со свойствами съедобных и несъедобных грибов.

Развивающие:

  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения.

  • Развивать творческие способности и коммуникативные качества детей

  • Развивать  любознательность, наблюдательность, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность. 

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение  к природе, показать ценность природы и её даров  для каждого человека. 

  • Пополнить и обогатить словарный запас детей по теме «Грибы».

  • Приобщать родителей к совместной работе.

 

Ожидаемый результат:

  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе.

  • Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о грибах.

  • Развитие творческих, эстетических качеств детей.

  • Повышение экологической культуры воспитанников.

 

Этапы реализации проекта «Грибы-грибочки»

Все мероприятия проекта проходили в три этапа:

- подготовительный этап;

- основной этап;

- заключительный этап.

 

Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержание проекта. Ознакомление родителей с темой проекта. Подбор методической литературы, стихотворений, загадок, дидактических игр, физкультминуток для детей.

Знакомство детей с различными видами грибов, их отличительными особенностями.

Формулировка проблемы: Нужны ли грибы?

Описание плана действий: привлечь родителей к совместной деятельности, создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.

 

Основной этап:

Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Беседы познавательного характера, рассматривания иллюстраций, чтение потешек, русских народных сказок, отгадывание загадок, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры.

  • Экскурсия по территории детского сада.

  • Экскурсия в парк.

  • Просмотр презентации «Грибы-грибочки»

  • Рисование, лепка, аппликация.

  • Работа с родителями:

  • Консультация  «Осторожно! Ядовитые грибы!»

 

 

 

Заключительный этап:

  • Проведение анализа.

  • Обобщение результатов.

  • Оформление конечного результата: рисунки детей, фотографии, лепка, презентация проекта.

План проектной деятельности

N п/п

Формы работы

Цель

1

Рассказ воспитателя о грибах. Беседы на тему: «Правила поведения в лесу», «Где растут грибы и ягоды», «Особенности внешнего вида грибов», Природный мир – «Грибы – особое царство природы

Познакомить детей с различными видами грибов, их отличительными особенностями.

Познакомить с ядовитыми грибами.

2

Знакомство с литературными произведениями: А. Толстой «Грибы», В. Катаев «Грибы», В. Зотов «Мухомор», «Подберезовик», Стихотворение Н. Фадеева «Грибы», В.И. Даль «Война грибов с ягодами».

Сказка про грибы для детей из журнала «Семья и школа», 1971 год «Куда спрятались грибы»

Познакомить детей с новыми литературными произведениями. Подводить детей к пониманию, осмыслениюлитературного произведения. Развитие творческого воображения, фантазии. Развитие эмпатии и умения слушать.

 

 

Рассматривание энциклопедий, журналов о грибах.

Познакомить детей с внешним видом грибов и местом их произрастания.

3

Рассматривание грибов (игрушки).

Продолжать учить описывать предмет, учить выделять из групп других на основе внешних признаков.

4

Отгадывание загадок о грибах.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

 

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

 

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

 

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

 

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

 

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.Хочу такой сайт

Как зовут его? (Волнушка)

 

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

 

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

 

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

 


 

Продолжать учить внимательно слушать воспитателя, развивать мышление.

5

Целевая прогулка по территории детского сада.

Экскурсия в городской парк.

Найти знакомые грибы, вспомнить, как они называются. Полюбоваться красотой осенней природы.

6

Дидактические и настольные игры: «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Кого как зовут», «Домино Грибы-ягоды», «На полянке»,.

Учить чередовать предметы по цвету, величине; развивать тактильные ощущения, внимание.

7

НОД Лепка «Грибы».

НОД Аппликация «Братцы-грибочки»

 

Побуждать использовать свойства пластилина, синхронизировать действия обеих рук. Продолжать учить отщипывать кусок пластилина нужного размера, скатывать шарики, соединять детали между собой.

Аккуратно наклеивать изображение, в аппликации использовать листья берёзы.

Желание завершать начатое дело.

8

Самостоятельная деятельность детей.

  • рассматривание картин,

иллюстраций,

•     раскрашивание раскрасок «Грибы»,

•     настольные и дидактические игры

«У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Чудесный мешочек», «Съедобное - несъедобное».

•   сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Больница», «Семья».

•   выставка детских рисунков «Грибочки»

•    игры с игрушками.

 

Учить выполнять задания без непосредственного участия воспитателя, побуждать детей стремится достигнуть поставленной цели.

10

Просмотр мультфильмов «Под грибом», «Война грибов с ягодами», «Крот и грибы», «Лунтик» (Серия «Белый гриб»)

 

Познание окружающего мира.

11

Пальчиковая игра «Грибы»

Дети в лес грибной пошли

(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)

 

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

 

 

Развитие мелкой и общей моторики, повышение функциональной активности головного мозга. 

12

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами/

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей.

Игра повторяется снова.

 

Учить детей согласовывать свои действия со словами. Закреплять умение быстро бегать, быть внимательным в игре, развивать память, запоминать характерные детали.

Работа с родителями.

 

Консультация «Осторожно! Ядовитые грибы!»

Рекомендации и советы. Участие родителей в совместной деятельности с детьми.

 

Чтение произведений на данную тему.

Памятки для родителей «Как научить ребёнка слушать книги и беречь их».

 

Самостоятельная инициатива по заучиванию стихов и песенок на предложенную тему.

Памятка для родителей «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»


Результат:

В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах, получая информацию и у родственников, и в книгах, и на прогулке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворения для чтения детям

 

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы, 
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Н. Гладков

 

На пенечке сто опят.
— Очень тесно тут! – вопят. –
Позовите грибника
Собирать опят с пенька.
Е. Серова

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.
В. Шульжик

Вышли дети спозаранку
По грибы в далекий бор
И наткнулись на поганку
Да на красный мухомор.
Знай, стоит среди полянки,
А вокруг — одни поганки.
Говорит сестрица братцу,
Раскрасневшись от ходьбы:
«К ним не надо прикасаться, — Это скверные грибы!
Ни на завтрак, ни на ужин
Мухомор совсем не нужен».
П. Потемкин

О-го-го!
От такого шума-крика
Вся осыпалась черника,
В речке сом перевернулся,
Клен согнулся,
Дуб шатнулся!..
Что случилось?
Что за крик?
Ну в чем де-е-ело?
— Это я!
Нашла 
гриб!
Бе-е-елый!
И. Гамазкова

Шел грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
— Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
— Я с грибами, — молвил лес, — А ты с глазами или без?
В. Шульжик

Под раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
— Больно странен он на вид, — Говорят ей звери. — - Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
— В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!
В. Кожевников

На полянке, вдоль дорожки
Всюду встретится она,
Сыроежка-гриб хороший
Шляпка издали видна.
Жёлтая и красная
Сыроежка разная.
Л. Чефанова

Очень шустрые ребята,
Эти вкусные опята.
В летний, солнечный денёк,
Дружно сели на пенёк.
Ждут опята, очень ждут,
Грибники, когда придут;
И положат их в корзинки,
И с собою унесут!
Желтоногова А.

Консультация для родителей

«Осторожно! Ядовитые грибы!»

Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда. Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление грибами не столь уж редки. Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет, да и попадёт к неопытному грибнику.

Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. 25-30миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. А, попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда даёт надёжные результаты.

Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.

Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни печально, но подобные взгляды – опасное заблуждение. Отравившиеся, например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом.  В верхней части ножки – пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-жёлтого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки – от бледно-розового до тёмно-бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки.

Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных последствий. Разумеется, ребёнок не в состоянии всё это запомнить, поэтому за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.

На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким-нибудь съедобным грибом. И всё-таки даже красным мухоморов травятся. А ведь существуют ещё серо-розовый и пантерный мухоморы, которые куда более скромны по виду.

И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь при поедании большого количества мухоморов. Объясняется это просто. Яд мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов.

Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30-40 минут реже через 1-2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки, замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье.

Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной системы выявляется более резко.

Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей.

Взрослые обязаны всячески стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые должны осуществлять строжайший надзор со всеми детьми  и особенно за теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных более старшими детьми.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье, и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть.

Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.

Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».