ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

21.11.2018

Консультация для родителей «Дети и деньги».

Составлена воспитателем Естишиной Л.И.

Ноябрь 2016г

Как наши дети должны относиться к деньгам? Как мы хотим, чтобы они относились к деньгам? Вопрос не праздный. К нему можно добавить и ряд более конкретных вопросов, например: когда начинать приучать ребенка самому пользоваться деньгами? Надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами? А если не надо, если давать ребенку все, в чем он нуждается, то как же он научится понимать цену денег?

Понятно, что все мы хотим, чтобы наши дети здраво относились к этой стороне жизни: умели бы ценить деньги, но не поклоняться им, расходовать их, но не сорить ими, экономить, но не быть скрягами…

Как этому научить? И когда начинать учить?

Популярная в США книга Д. Нельсона «1001 совет по воспитанию детей» рекомендует начать давать монетки уже двух-трехлетнему ребенку, с тем, чтобы он складывал их в копилку. Утверждается, что тем самым привычка экономить вырабатывается еще до того как она будет осознана. А затем… «Когда ребенку исполнится 4-6 лет, приведите его с копилкой в банк и откройте счет на его имя. Пусть он каждые три месяца делает вклад».

Вряд ли такой совет вдохновит на реальные действия кого-либо из наших российских родителей. Правда, дальше в книге приводятся и более приемлемые советы:

«В возрасте 6-14 лет планируйте вместе с вашим ребенком его расходы. Вы также можете предложить вашему ребенку экономить деньги для того, чтобы пожертвовать их нуждающимся. Установите порядок, в соответствии с которым карманные деньги будут даваться только раз в неделю во время семейного собрания. Если ребенок потратит их раньше, у него появится хорошая возможность почувствовать, что значит быть без денег, и тогда он задумается над тем, как решить эту проблему: либо обходиться без денег, либо искать работу для получения дополнительного заработка».

Все правильно, однако здесь хотелось бы вспомнить высказывание известного педагога и писателя С. Соловейчика: «Все, что можно измерить или сосчитать, не имеет отношения к результатам воспитания. Для воспитания ребенка по-прежнему важны лишь духовные устремления родителей».

Тем не менее, проблему «дети и деньги» приходится решать практически каждой семье. И многие исследователи отводят деньгам значительно более сложную роль в воспитании детей, вводя даже такое понятие, как «деньготерапия». Вот как описывает проблему директор Российского института детской психотерапии и психоанализа Н. Астапова.

«В отношениях между родителями и детьми деньги выступают символом родительской любви. Они передают от родителя к ребенку ощущение силы и могущества, что увеличивает возможности развития личности. Идя в магазин даже с трехлетним ребенком, дайте ему денег, пусть купит себе то, что хочет. Это очень стимулирует чувство уверенности в себе у маленького человека, приобщает его к миру взрослых.

Можно сказать, что чем большие деньги задействованы в отношениях детей и родителей, тем глубже и содержательнее должны быть эти отношения. Легкое обращение с деньгами - без бесед, объяснений, споров, совместной работы – приводит к тому, что деньги фактически вытесняют эмоциональные отношения ребенка с родителями, - отношения, которые так необходимы детям. На самом деле родители соблазняют ребенка деньгами, его самого при этом отвергая.

Кроме того, большие деньги и возможность тратить их без ограничений - непосильная ноша для маленького человека. Когда «хочу» ребенка не ограничено, у него возникают расстройства на уровне психоза («дай!», «хочу!»). Нередко сами же родители становятся заложниками такого воспитания… Деньги необходимы ребенку для развития, но не нужно провоцировать его большими суммами.

Не укореняйте в сознании ребенка особое отношение к деньгам, не ругайте ребенка из-за потери денег больше, чем из-за потери другого предмета. Никогда не ругайте ребенка из-за растраты денег.… Пусть он понимает, что вы ему по-прежнему доверяете и надеетесь, что это всего лишь досадное недоразумение.

Не старайтесь подбирать ребенку друзей «по достатку». Чтобы не было проблем при общении с детьми из менее обеспеченных семей, старайтесь использовать деньги для поддержки каких-либо творческих инициатив всего коллектива. Ваши деньги способны создать для вашего ребенка творческую среду, в которой недоброжелательные отношения между сверстниками невозможны».

Подводя итоги сказанному, перечислим то, что предстоит сделать родителям при решении проблемы «дети и деньги»:

Учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Предоставить ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Будет самостоятельность и возможность выбора - возникнет и больше шансов для появления ответственности.

Начать давать карманные деньги уже с 5-6 лет: это придаст маленькому человеку ощущение независимости и самостоятельности. Для начала пусть будет мелочь: вроде бы игрушка, но - ее принимают в магазине, на нее можно что-то купить…

Не поощрять детей дошкольного возраста зарабатывать деньги: во-первых, рано, а во-вторых, это может привести к чему-либо нежелательному.

Подарить ребенку копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.

Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок должен быть к ним причастен, тогда у него сформируется более правильное отношение к деньгам.

Избегать при ребенке разговоров о «богатых», и о их немереных возможностях: пользы от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка, - не лучшее из человеческих качеств.

Не скрывать от ребенка семейных финансовых проблем, говорить о них вслух, устраивать общие советы по этому поводу, вовлекая в них малышей уже начиная с 6-7 лет. Этим самым вы будете учить детей законам экономики, причем важно, чтобы они понимали, что по таким законам живут все хорошие люди.

Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.

Консультация для родителей.

«Как приобщить ребенка к труду».Хочу такой сайт

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детская наблюдательность может носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенок привлекается к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымыты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встаёт раньше всех и, когда ребята идут в школу, в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлебозавода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы ,иллюстрации, картины. В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна.

Поручения, даваемые детям, должны быть интересными по форме выполнения. Если же они строятся, лишь на распоряжениях: «Подай», «Подержи», «Поднеси», это отбивает у ребенка охоту трудиться. Поэтому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет их с интересом.

Труд детей в семье, организованный взрослым, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развития у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Консультация «Домашняя мастерская».

«Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство»

В.Сухомлинский.

Приобщение ребенка к труду в народной педагогике всегда было связано с изготовлением полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена» правильно рука. Основными предпосылками такого учения являлись окружающий быт, умение и сноровка родителей, других старших членов семьи.

Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, готовит к обучению к школе. Есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития детей.

Чем же можно занять ребенка? Общим интересным делом! А для этого позаботьтесь о рабочем уголке ребенка. В нем должны быть стол, стул, полка для поделок. Коробка с разными материалами (шишки, желуди, ракушки, палочки, кусочки картона). У мальчиков и девочек разные коробки с разным наполнением.

В современной семье есть реальные возможности для приобщения к полезной деятельности: изготовление подарка маме к 8 Марта, дедушке и папе – к 23 февраля, ко дню рождения каждого члена семьи, семейные приготовления к новогоднему празднику и много других поводов. Семейные праздники - большая радость для детей. Они проходят успешнее и лучше, если в их подготовке принимают участие дети.

Чем же малыши могут порадовать в праздник родителей и младшего брата или сестру? Из бумаги можно сделать яркий, красивый цветок. Бумажный клоун, яркий, веселый послужит украшением детского уголка, забавным подарком товарищу.

Общим для многих семейных торжеств могут быть: исполнение нарядных композиций для оформления комнат и коридора – плакатов, портретов, изо - и фотомонтажей «семейной хроники», изготовление памятных значков, сувениров, пригласительных билетов, элементов декораций, костюмов и многое другое.

Организованный взрослыми труд ребенка приобретает творческую, художественную направленность. Поддержите его стремление работать аккуратно, чаще обращайте внимание на то, что всякую работу надо делать, не только аккуратно, но и красиво.

Дети – архитекторы. Они сами возводят многоэтажные дома, придумывают целый город, который ещё никто не строил.

Советы взрослого ребенку пока просто необходимы. При работе с ножницами следует соблюдать правила: с ножницами нельзя бегать по комнате. Если надо принести ножницы кому-либо, то лучше их держать при ходьбе острыми концами вниз, а при передаче – за сомкнутые лезвия концами в сторону принимающего. Ножницы лучше держать в специальном чехле, который можно украсить аппликацией.

С помощью переплетения различных по цвету полосок можно получать красивые поделки. Это и разноцветные коврики для кукол, необычные закладки для книг, браслеты. Плетение требует большого внимания и усидчивости, развивает точность глаза и ловкость рук, а также способствует развитию у ребенка чувства симметрии.

Консультация

«Нравственное воспитание дошкольников в труде».

Трудовая деятельность несет в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека.

Труд дает реальный, прямой результат. При этом результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное его воплощение - посаженное дерево, отремонтированную игрушку, подклеенную книгу, но, что очень важно в воспитательном отношении, своего рода « моральный продукт»- ребенок видит: его действия приятны другому, помогают, вызывают благодарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкрепление, заключенное в результате труда, составляет главную педагогическую ценность.

Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполнения. «Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А.Сухомлинский, - что подготовка ребенка к отрочеству и юности невозможна без труда, но тру должен быть особенным – таким, который материализует тончайшие движения души».

И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно полезную работу. В которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.

В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступать, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Для них характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и требовать этого от товарищей, оказывать друг другу помощь не только из - за симпатии или сопереживания, но и из-за ответственного отношения к порученному делу (чтобы лучше и быстрее закончить свою работу). Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.

В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении, что важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам совместного труда.

В тесной связи с собственным трудом детей должен идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку-труженику.

В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу труда и его содержанию.

Воспитывая положительное отношение к человеку-труженику, мы приобщаем ребенка к моральным ценностям нашего общества, способствуем формированию идеалов.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».