НОЯБРЬ 2025 «Интеллект-карта как инновационная развивающая технология в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

05.12.2025

«Интеллект-карта как инновационная развивающая технология в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

                                                                                                      Подготовила:

Крутикова И.В.,

                                                                                                    воспитатель

 

Интеллект-карта в детском саду может использоваться как инновационная педагогическая технология для развития мышления и речи дошкольников. Этот метод позволяет структурировать информацию, развивать творческие и речевые способности детей, активизировать память и мышление. 
            Метод интеллект-карт был разработан британским психологом Тони Бьюзеном, но в дошкольном образовании его адаптировала Валентина Акименко. Интеллект-карта — это графическое представление идей, понятий, связей между ними. Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов). На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести.

                    

 

Некоторые методы и приёмы использования интеллект-карт в детском саду:

·         Создание карты вместе с детьми. Педагог может предварительно составить карту по теме, а дети в ходе беседы открывают или зарисовывают соответствующую картинку или символ для обозначения понятия. 

·         Использование стрелок. Они задают направление мыслям и помогают показать связи между понятиями. 

·         Повторение карты. После изучения темы карту можно повторять через определённые промежутки времени, чтобы закрепить материал. 

Привлечение родителей. Родители могут помогать детям в составлении интеллект-карт, например, составлять рассказ по карте дома, а затем рассказать его в группе. 

Интеллект-карты можно использовать в разных видах деятельности, например:Хочу такой сайт

·         Изучение новой темы. Педагог и дети создают карту по теме, которую предлагают воспитанники, затем воспитатель записывает в центре тему и выясняет, что дети знают о ней.

·         Закрепление пройденного материала. Дети систематизируют информацию, учатся составлять рассказ по словам и картинкам из карты. 

·         Развитие связной речи. Интеллект-карта выступает в качестве вербальной основы высказывания, служит планом пересказа

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого активизируется мышление, развиваются как творческие, так и речевые способности детей. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую детям предстоит усвоить, разбив её на конкретные образные единицы. Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, развития словаря. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Знакомство детей и работа с интеллект - картой начинается  со старшей группы.

 

В своей работе я знакомлю детей с интеллект - картой начиная с младшего возраста. Классическую интеллект – карту я адаптировала для детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой тематический фон (космос, лес, комната, ферма и.т.п.), но который надо наклеить наклейки в соответствии с заданием. Так составляется целая и единая картинка. Дети учатся классифицировать, объединять, объяснять своё решение.

      

Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой – это особенно актуально для детей младшего дошкольного возраста, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.

Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т. е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».