НОЯБРЬ 2025 «Интеллект-карта как инновационная развивающая технология в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
05.12.2025
«Интеллект-карта как инновационная развивающая технология в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Крутикова И.В.,
воспитатель
Интеллект-карта в детском саду может
использоваться как инновационная педагогическая технология для развития
мышления и речи дошкольников. Этот метод позволяет структурировать информацию,
развивать творческие и речевые способности детей, активизировать память и
мышление.
Метод интеллект-карт был разработан британским психологом Тони Бьюзеном, но
в дошкольном образовании его адаптировала Валентина Акименко. Интеллект-карта —
это графическое представление идей, понятий, связей между ними. Интеллектуальная
карта может быть составлена с использованием различных графических средств
(рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов). На большом листе в центре
располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к
этой мысли можно соотнести.
Некоторые методы и приёмы
использования интеллект-карт в детском саду:
·
Создание карты вместе с
детьми. Педагог
может предварительно составить карту по теме, а дети в ходе беседы открывают
или зарисовывают соответствующую картинку или символ для обозначения понятия.
·
Использование стрелок. Они задают
направление мыслям и помогают показать связи между понятиями.
·
Повторение карты. После
изучения темы карту можно повторять через определённые промежутки времени,
чтобы закрепить материал.
Привлечение родителей. Родители могут помогать детям в
составлении интеллект-карт, например, составлять рассказ по карте дома, а затем
рассказать его в группе.
Интеллект-карты
можно использовать в разных видах деятельности, например:
·
Изучение новой темы. Педагог и
дети создают карту по теме, которую предлагают воспитанники, затем воспитатель
записывает в центре тему и выясняет, что дети знают о ней.
·
Закрепление пройденного
материала. Дети систематизируют информацию, учатся составлять рассказ по словам и
картинкам из карты.
·
Развитие связной речи.
Интеллект-карта выступает в качестве вербальной основы высказывания, служит
планом пересказа
Интеллектуальная карта — это уникальный
и простой метод запоминания информации, с помощью которого активизируется
мышление, развиваются как творческие, так и речевые способности детей. Метод
интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению
окружающего мира, структурировать информацию, которую детям предстоит усвоить,
разбив её на конкретные образные единицы. Данный метод особенно эффективен для
дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное
мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются
с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Методика является очень эффективной, так
как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и
моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления,
воображения, творческих способностей, развития словаря. В результате применения
интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и
оперативно с ней работать.
Знакомство детей и работа с интеллект -
картой начинается со старшей группы.
В своей работе я знакомлю детей с
интеллект - картой начиная с младшего возраста. Классическую интеллект – карту
я адаптировала для детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой
тематический фон (космос, лес, комната, ферма и.т.п.), но который надо наклеить
наклейки в соответствии с заданием. Так составляется целая и единая картинка.
Дети учатся классифицировать, объединять, объяснять своё решение.
Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности,
имеющий много общего с игровой – это особенно актуально для детей младшего
дошкольного возраста, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно
по самым разным темам.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует
творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и
левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно
отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления,
а не способом фиксации результата, т. е. самое главное - это процесс получения
нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией
мышления.