МАЙ 2025 «Опыт работы по использованию конструктора «ТИКО-Грамматика»
29.05.2025
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Детский сад № 49»
«Опыт работы по
использованию конструктора «ТИКО-Грамматика»
и развивающих игр В.В.Воскобовича
на занятиях по
подготовке к обучению грамоте с детьми старшего
дошкольного
возраста»
Подготовили:
Крутикова И.В.
Фёдорова К.А.
Май, 2025
«Опыт работы по использованию конструктора
«ТИКО-Грамматика» на
занятиях по подготовке к обучению
грамоте с детьми старшего
дошкольного возраста»
Конструктор ТИКО «
Грамматика» позволяет разнообразить занятия по изучению букв и обучению чтению,
превратить их в игру. В процессе занятий физическое соединение (сцепление)
руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям
перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов. Игровые упражнения с
использованием конструктора ТИКО «Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в
увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с
использованием звуковой схемы. У детей без принуждения происходит автоматизация
и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Конструктор ТИКО «Грамматика»
помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте.
Поскольку в настоящее время проблема подготовки детей
к овладению грамотой является особо актуальной, я хочу поделиться своим опытом
работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО «Грамматика». Показателем
готовности ребёнка к успешному обучению в школе является не только
сформированные интегративные качества,
но и правильная, хорошо развитая речь.
Будущий первоклассник должен владеть
звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и
синтезом.
На сегодняшний
день для занятий с детьми по обучению грамоте
идеально подходит такая
разработка, как конструктор ТИКО «Грамматика», он отвечает всем
требованиям ФГОС ДО. Он позволяет
сочетать обучение с игрой. Конструктор ТИКО развивает у детей мелкую моторику,
мышление, фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу,
пространственную ориентацию. К тому же он позволяет заменить уйму раздаточного
материала для проведения звукобуквенного анализа.
Из плюсов
применения конструктора ТИКО на занятиях по обучению грамоте можно выделить то, что дети учатся
работать в парах, группах, что формирует навыки сотрудничества. Они осваивают принцип работы по алгоритму и
образцу, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в
школе. Так же дети лучше усваивают
учебный материал, приобретают
практические навыки самостоятельной деятельности. Для
детей важно, чтобы результаты их
деятельности можно было наглядно продемонстрировать. Это повышает
самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. А также занятия с
конструктором оказывают большое влияние на развитие головного мозга, мышления,
поскольку задействованы тонкие движения пальцев рук.
Далее предлагаю
вашему вниманию несколько игр и
упражнений, которые я применяю в своей работе. Многие упражнения применяются по принципу от простого к сложному.
«Опыт работы по использованию
развивающих игр В.В.Воскобовича на
занятиях по подготовке к обучению
грамоте с детьми старшего
дошкольного возраста»
Развитие
речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или
родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте –
это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания
становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона.
И
не случайно ФГОС дошкольного образования, выделяет речевое развитие детей в
отдельную образовательную область, которая, помимо всего прочего, включает в
себя и развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
и формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки к
обучению грамоте.
Старший дошкольный возраст –
время, когда идет серьезная подготовка детей к обучению грамоте. И этот
временной отрезок наиболее благоприятен для решения таких задач, как:
· дать представление об основных
единицах языка: звуке, слове, предложении;
· обеспечить ориентировку в
звучащем слове;
· упражнять в умении
дифференцировать звуки;
· познакомить с печатными буквами;
· проводить анализ и синтез
образов букв, а также упражнять в умении их дифференцировать;
· дать практическое представление
об основном механизме чтения слога;
· формирование элементарных
графических умений.
Грамота - довольно сложный
предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить
абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь
приходит игра, именно в ней часто очень сложное становится понятным и
доступным.
Игра
не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры,
заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым
правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
И здесь приходят на помощь
развивающие игры В.В.Воскобовича, привлекающие детей своей красочностью,
яркостью, а педагогов многофункциональностью и возможностью решать поставленные
задачи в ходе игры, а также совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
расширять словарный запас и развивать мелкую моторику.
Играя, ребенок решает логические задачи с буквами, звуками и путешествует по лабиринтам,
подходя к составлению слогов и слов, занимается словотворчеством.
Используемые мной игры и пособия:
· универсальный игровой комплекс
«Коврограф «Ларчик» + приложение к нему пособие «Набор букв и знаков Ларчик» и
игровой комплект «МиниЛарчик»;
· игровой графический тренажер
«Игровизор» с печатными приложениями «Лабиринты букв» (гласные и согласные);
· «Знаковые конструкторы»:
«Шнур-затейник» и «Шнур-малыш», «Конструктор букв»;
· Игры-эрудиты: «Снеговик»,
«Ромашка», «Яблонька», «Парусник»;
· Игровое пособие по обучению
чтению «Складушки»;
· Игры «Читайка на шариках 1,2».
Остановлюсь на более детальном
рассмотрении использования некоторых пособий и игр В. Воскобовича во время
проведения НОД.
И здесь уместно использование
таких игр В.Воскобовича, как «Конструктор букв» и «Шнур- затейник»,
«Шнур-малыш» (комплект «Знаковые конструкторы»), дающих возможность в игровой
форме проводить тактильный и оптический анализ букв, конструировать их,
запоминать графический образ; попутно совершенствуя мелкую моторику и
координацию движений пальцев рук.
Графический
тренажер «Игровизор»: мы используем на занятиях как совместно с приложением
«Лабиринты букв», так и с самостоятельно напечатанными заданиями (мне очень
нравятся пособия О.Жуковой).
Тренируя детей в навыке слогового
чтения, возможно, используя игру «Читайка на шариках 1,2» (дети учатся
конструировать слова; находить и группировать слова по обобщающему
слову-признаку; делить слова на слоги и др.), а также игры «Яблонька»,
«Снеговик», «Ромашка», «Парусник» (серия «Эрудиты»). Даже работая с
«Геоконтом», ребенок попутно запоминает графический образ букв, может
самостоятельно нарисовать букву при помощи резиночек.
Как видите вариантов
использования игр В.В.Воскобовича много, их совмещать друг с другом, в
зависимости от целей занятий и каким навыкам мы хотим научить детей.
Подводя итог выше сказанному,
хочется еще раз подчеркнуть, что благодаря развивающим играм В.Воскобовича,
довольно трудные занятия по подготовке детей к обучению грамоте, можно
превратить в увлекательное мероприятие, реализуя одну из основных мыслей
технологии «Сказочные лабиринты игры» - играть с пользой.
И сейчас мы хотим представить вам фрагменты непосредственно
образовательной деятельности по обучению детей грамоте с использованием
развивающих игр Воскобовича и конструктора «ТИКО-Грамматика».
Чтобы детям было ещё интереснее, мы на каждое занятие придумываем сказку, где дети с героем выполняют различные задания.
В лесу, на опушке леса жил зайчонок со своими
родителями. Как то раз он сильно огорчил их. И чтобы загладить свою вину,
зайчонок решил сделать сюрприз – нарисовать открытку и написать, как он сильно
любит своих родителей. Но он не знал букв, не умел читать и писать. Зайчонок
сидел и грустил. Его увидела Мудрая Сова и решила помочь: «Не грусти, я отведу
тебя в детский сад. Там ты с детьми познакомишься со звуками, буквами и узнаешь
много интересного».
И первое задание «Звуки перепутались» (звук – это то, что мы говорим и
слышим). «ТИКО - Грамматика» (дети
раскладывают красные квадраты – гласные звуки, синие квадраты – согласные
твёрдые, зелёные – согласные мягкие).
Задание 2. По картинке составить звуковую схему слова (КОТ, МЯЧ,
ОСА).
Задание 3. Раздаются картинки и дети «пишут» слово из
конструктора ТИКО (ДОМ, ЛУК, КИТ).
Далее знакомство с грамотой мы продолжим с помощью
развивающих игр Воскобовича.
Задание 1. «Первая буква имени мамы» (Шнур-Затейник).
Задание 2. «Первая буква своего имени» (Конструктор букв).
Задание 3. Составить слово по теме семья (Игра-эрудит шнуровка
«Ромашка», «Парусник», «Снеговик», «Яблонька»).
Вот и узнал Зайчонок что такое звук и буква. И
последнее задание.
Дети конструируют из ТИКО конструктора по предложенной
схеме. А гостям предлагается задание: собрать из ТИКО-Грамматика слова по теме
«Семья», которые содержат 2 гласных звука. (например: мама, папа, сестра, баня,
дача и т.д.). дети показывают, что они сконструировали (у каждого ребёнка
получилась определённая буква: 1 ребёнок – буква «С», 2 – буква «Е», 3 – буква
«М», 4 – «Ь», 5 – буква «Я» СЕМЬЯ). А
гости показывают свои слова.
Вот таким образом
мы знакомим детей с основами обучения грамоте. Посредством сказок, развивающих
игр, конструирования дети легче и быстрее осваивают чтение и письмо.