МАЙ 2024 Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка детей к школе»
23.05.2024
Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка детей к школе»
Ваш ребенок уже в подготовительной группе и совсем
скоро наступит пора прощаться с детским садом и идти в первый класс. Как же
подготовить ребенка к школьной жизни, чтобы адаптация к школе прошла как можно
быстрее и безболезненнее?
Подготовка к школе – процесс многоплановый. При
подготовке ребенка к школе необходим положительный настрой.
Нельзя говорить
ребенку, что в школе будет сложно, не будешь слушаться – поставят в угол, будут
ругать и т.д. Наоборот, нужно объяснять, что в школе его ждет много
интересного, у него появятся новые друзья, он много будет знать и уметь.
В детских садах дети получают навыки счета,
чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность,
мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности,
прививается любовь к труду. И у ребенка должна сформироваться физиологическая и
психологическая готовность к школе. И эти виды готовности должны гармонично сочетаться
в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может
послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых
знаний и так далее.
Физиологическая
готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть
готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно
позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая
готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации
движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку). А
также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать
важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом,
осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
К первому классу у ребенка должен быть запас
определенных знаний и умений, которые понадобятся для успешного обучения в
школе; должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу
и обратно, до магазина и так далее и должны соответствовать возрасту развитие
памяти, речи, мышления. Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь
общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии,
а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из
проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и
сверстников; ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу,
внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен
адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
При поступлении в школу у ребенка должно сложиться понимание того, почему он
идет в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых
знаний; способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе,
но этого требует учебная программа; способность в течение определенного времени
внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние
предметы и дела.
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики.
Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с
письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в
руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить,
как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то
ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не
хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические
фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно
сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень
высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень
нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с
ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с
увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать
руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков,
нанизывания бусинок.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до
конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для
этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит
и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел
рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно
отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т. д.
В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то
и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если
ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное
отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью
относится к ней. С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог
школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с
радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе.
Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на
которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом,
советчиком, мудрым наставником. Поддерживайте в ребенке стремление стать
школьником, ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах,
серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут
будущему школьнику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.