23.04.2024
Под экологическим
образованием понимается
«непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на
формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за
судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной».
Экологическое образование дошкольников – это новое направление дошкольной педагогики, которое
отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Прежние программы
ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах
и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети
учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности:
внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях),
способы ухода и др.
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения
вникать в ее мир, ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа
есть основа жизни и существования всего живого на земле; взаимообусловленности
природы и человека.
В таких условиях формирование у дошкольников
начал экологической культуры способствует формированию нравственно-ценностных
отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние
окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия
между человеком и природой. Обогащается кругозор детей, развиваются
наблюдательность, любознательность, речь. Формирование системы экологических
знаний и представлений может использоваться для развития интеллектуальных
умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления
причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.
Экологическое
образование дошкольников по своему содержанию и методам
отличается от других звеньев системы экологического образования, что, прежде
всего, обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. С
точки зрения дошкольного экологического образования важно целостное восприятие
окружающего мира (ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды), которое с
возрастом теряется.
В
настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как
социально необходимого нравственного качества личности.
Целью экологического образования дошкольников является становление
экологической культуры, уровень которой отражается в экологической
образованности каждого ребенка.
В соответствии с компонентами
экологической культуры ребенка дошкольного возраста определяются задачи экологического образования:
1. Развитие у детей элементов экологического
сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности)
экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности
жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
2. Развитие у детей навыков экологически
ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения,
экологически грамотного поведения в быту и в природе.
3. Развитие положительного опыта
эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
4. Развитие осознанного отношения к
природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
Экопедагогический процесс в ДОУ
требует решения всех перечисленных задач в единстве и ориентирован на
приобретение практического опыта гармоничного взаимодействия с природой.
В соответствии со структурой образования можно
выделить следующие компоненты
содержания экологического образования дошкольников:
- когнитивный
(познавательный) связан с формирование экологических знаний о природе и жизни,
природных объектах и явлениях, экосистемной организации природы, месте и роли человека в природе, взаимодействии
природы и социума, способах познания природы;
- деятельностный
(практический) ориентирован на овладение экологическими умениями и навыками
взаимодействия с природными объектами, опытом осуществления экологически
ориентированных видов деятельности;
- отношенческий
(ценностный) направлен на присвоение экологических ценностей, формирование
собственного опыта эмоционального, мотивационно-цеиностного отношения к
природе;
- креативный
(творческий) требует усвоения экологических знаний, умений, ценностей на
творческом уровне, связан с готовностью к творческой деятельности, к поиску
решения жизненных проблем.
В содержании современных программ экологического
образования дошкольников акцент ставится на формировании у детей понимания единства человека и природы, которое
способствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее
экологичной.