АПРЕЛЬ 2024 "ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ"

23.04.2024

 ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

         Под экологическим образованием понимается «непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей стра­ны и близких людей, планеты и всей Вселенной».

Экологическое образование дошкольников – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.  Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некото­рые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода  и др. 

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; взаимообусловленности природы и человека.

В таких условиях формирование у дошкольников начал экологической культуры способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Обогащается кругозор детей, развиваются наблюдательность, любознательность, речь. Формирование системы экологических знаний и представлений может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.

Экологическое образование дошкольников по своему со­держанию и методам отличается от других звеньев системы экологического образования, что, прежде всего, обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. С точки зрения дошкольного экологического образования важно целостное восприятие окружающего мира (ребенок еще не вы­деляет себя из окружающей среды), которое с возрастом теряет­ся.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. 

             Целью экологического образования дошкольников является становление экологической культуры, уровень которой отражается в экологической образованности каждого ребенка.

            В соответствии с компонентами экологи­ческой культуры ребенка дошкольного возраста  определяются задачи экологического образо­вания:

            1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.Хочу такой сайт

            2. Развитие у детей навыков экологически ориентиро­ванной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.

            3. Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.

           4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

           Экопедагогический процесс в ДОУ требует решения всех перечисленных задач в единстве и ориентирован на приобретение практического опыта гармоничного взаимодействия с природой. 

 

В соответствии со структурой образования можно выде­лить следующие компоненты содержания экологического образования дошкольников:

- когнитивный (познавательный) связан с формирование экологических знаний о природе и жизни, природных объ­ектах и явлениях, экосистемной организации природы, месте и роли человека в природе, взаимодействии природы и социума, способах познания природы;

- деятельностный (практический) ориентирован на овладение экологическими умениями и навыками взаимодейст­вия с природными объектами, опытом осуществления экологи­чески ориентированных видов деятельности;

- отношенческий (ценностный) направлен на присвое­ние экологических ценностей, формирование собственного опыта эмоционального, мотивационно-цеиностного отношения к природе;

- креативный (творческий) требует усвоения экологиче­ских знаний, умений, ценностей на творческом уровне, связан с готовностью к творческой деятельности, к поиску решения жизненных проблем.

В содержании современных программ экологического образования дошкольников акцент ставится на формировании у детей понимания единства человека и природы, которое способ­ствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее экологичной.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».