16.11.2023
Консультация для родителей
«Формирование
двигательной активности как средство оздоровления детей»
Одним из основных факторов
оздоровления детей является
двигательная
активность.
Первые семь лет – это годы бурного психического и
физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не
совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно
чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную
среду.
Правильная организация физического воспитания детей в
повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого
для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
-повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
-росту физической работоспособности;
-нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
-появлению положительных эмоций, способствующих укреплению
психического здоровья.
Первое место в
двигательном режиме детей принадлежит физкультурно- оздоровительным НОД. К ним
относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика,
подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на НОД с умственной нагрузкой, динамические
паузы и т.д.
Утренняя гимнастика
является одним из
важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть
направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна
проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10- 12 мин на воздухе или в помещении (в
зависимости от экологических и
погодных условий). В течение
всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все
форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения,
рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть
разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
-
Традиционный комплекс
утренней гимнастики
-
Утренняя гимнастика в игровой форме
-
С использованием полосы препятствий
-
С включением оздоровительных пробежек
Двигательная разминка.
Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет
активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Основное ее назначение состоит в том, чтобы
предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в
процессе НОД с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому
восприятию программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа
«Кольцебросс», «Узнай по
голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных
движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.
Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям,
просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени
(10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.
Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В
конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.
Продолжительность двигательной разминки не более
10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
Физкультминутка.
Физкультминутка (кратковременные физические
упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в
перерывах между НОД, а также в процессе самого НОД. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы
ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей
эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого
НОД может быть проведена сидя или
стоя у стола, за которым дети
занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук,
активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это
выполняется в течение 1-2 минут.
Физкультминутка между двумя НОД может проводиться в виде подвижной игры и
упражнений. Обязательным условием при
проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По
окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям,
чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно
занять свои места.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
-
дальнейшее
расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными
движениями;
-
совершенствование
имеющихся у детей навыков с основных
движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
-
развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
-
воспитание
самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность
детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в
соответствии с режимом каждой возрастной
группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам
детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских
коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой
ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке
длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день
планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером
подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта
форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования
детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей
был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную
активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых
игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т.д.).
Индивидуальную работу
с детьми по физическому
воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного
изучения индивидуально- типологических особенностей детей. Индивидуальная
работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в
часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью
общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным
действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить
упражнение, например, по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно
при проведении подвижных игр с правилами,
с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений.
Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в
двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной
работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого
мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта
результатов работы, показывающего прогресс
психического и физического развития детей.
Оздоровительный бег на воздухе.
Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является
важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников.
Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно
проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время
утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться
индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и
средним уровнем ДА предлагают
пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7
лет с высоким и средним уровнем ДА
пробегают 3-4 круга, а малоподвижные –2 круга.
Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп
мышц. В самом начале дети бегут
«стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их
самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот,
подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то
впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в
равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще
один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей.
Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и
упражнений на расслабление.
Гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна в сочетании с
контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять
мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение
года желательно использовать различные варианты гимнастики:
-
разминка в постели и самомассаж;
-
гимнастика игрового
характера;
-
с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
-
пробежки по массажным дорожкам.
-
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные НОД по
физической культуре – как основная
форма обучения двигательным навыкам и развития
детей. Рекомендовано проводить НОД по физической культуре не менее трех раз в
неделю первой половине дня
(одно на воздухе.
Основные типы физкультурных НОД традиционное:
-
тренировочное
-
игровое
-
сюжетное
-
с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства
-
по интересам
-
тематическое
-
комплексное
-
контрольно-проверочное
Третье место отводится
самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она
дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных
возможностей. Самостоятельная деятельность является важным
источником активности и
саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений
детей в двигательной деятельности.
Наряду с перечисленными формами двигательной
активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые
мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуга
так же физкультурно- спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования,
спартакиады.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление,
игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной
деятельности.
Физкультурные праздники и досуги могут быть
организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного
возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.
Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.
В двигательный режим старших дошкольников входят также
вне групповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки,
кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и
совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние
задания, физкультурные НОД детей
совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных
массовых мероприятиях дошкольного учреждения).