09.01.2020
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО
РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА ДОМА
Артикуляционная
гимнастика
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить каждый
день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии.
Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом,
спина прямая, тело не напряжено.
Комплекс № 1 (общий)
1. Бегемотик: открываем рот как можно шире (словно
бегемотик просит еды, потом медленно закрываем.
2. Забор: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы.
Зубы при этом остаются сомкнутыми.
3. Чистим зубки: улыбаемся, открываем рот, а затем
чистим зубы
кончиком
языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.
4. Играем на дудочке: вытягиваем губы сильно вперед,
как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.
5. Чашка: улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать
широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.
6. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);
Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих)
1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и
дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
2. Немного приоткрыть рот, положить
расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-
пя…(упражнение
делается на одном выдохе);
3. Кончиком языка «почистить»
нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить,
чтобы не провисала ни одна из сторон языка).
Комплекс № 3 (для звуков [р-л])
1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка
(«Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка
не подворачивался внутрь;
2. Улыбнуться, приоткрыть рот и
кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
3. Улыбнуться, открыть рот и
постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося
звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел
характер
чёткого удара, а не был
хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).
Дыхательная гимнастика
·
«Воздушный футбол»
·
Рисунок на окне
·
Сдувание одуванчиков
·
Мыльные пузыри
·
Буря в стакане
·
Задуй свечку
Ø На сгибание пальчиков
Ø «Ежик»
Ø «Зайчик»
Ø «Человечек»
Ø «Жук»
Игровой
массаж и самомассаж
Позволяет
стимулировать рост нервных клеток, развитие
мелкой моторики, а также
помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
Ø
Игры с
пробками от бутылок
Ø
Ø
Игра с
карандашом или палочками
Ø
Игры с шишками
Ø
Игры с поленом
Ø
Массаж Су – Джок шарами.
Речевые игры
«Ласковое
слово» (заяц-зайчик)
«Что
бывает…какое бывает»(мягким бывает хлеб, а еще что…подушка)
«Кто
больше» (лето-теплое, солнечное, дождливое и еще какое)
«Отгадай»
(колесо, руль, кабина – машина)
«Что
сначала, что потом» (сначала самолет взлетает, а потом)
«Что
будет, если…» (я встану ногами в лужу?)
«Кто
что делает» (взрослый начинает, ребенок продолжает: кошка – бегает,
ходит, пьет, спит, а еще?)
Чистоговорки
У Сени и Сани сом с усами.
Са-са-са: в клетке спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
Скороговорки
Жутко жуку жить на суку.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
МБДОУ «Д/с
№49»
Воспитатели:
Дальченко Е.В.
Жартун А.С.