15.10.2019
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад №49 общеразвивающего вида»
Картотека дыхательной
гимнастики для детей раннего возраста 2-3 лет
Составитель:
Жартун А.С.
Воспитатель
Дыхательная
гимнастика развивает речь ребенка, дыхательную мускулатуру, речевой аппарат,
координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному
ритмичному дыханию и произнесению звуков
С
помощью дыхательных упражнений можно
также проводить профилактику простудных заболеваний.
Выполнять
эти упражнения стоит не реже 3-4 раз в неделю, от 2 до 5 минут, повторяя каждое
упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые
5-7 минут нужна смена деятельности.
• Упражнение
1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает
глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через
чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
• Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на
пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания
становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
• Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы,
малыш отвечает.
Как разговаривает
паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би –
би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых
– пых – пых.
Можно ещё попеть
гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
• Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Самолётик - самолёт
(малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт
(задерживает дыхание)
Жу - жу - жу (делает
поворот вправо)
Жу – жу - жу (выдох,
произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну
(встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу
(поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает
поворот влево)
Жужу – жу (выдох,
ж-ж-ж)
Постою и отдохну
(встаёт прямо и опускает руки).
• Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
У мишки дом огромный
(выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на
руки, вдох)
У мышки – очень
маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с
произнесением звука ш – ш - ш)
Мышка ходит в гости к
мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
• Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я
лечу,
Лечу, куда хочу (руки
опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова
прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить
голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи
разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
• Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с
малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите
голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам.
Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
• Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как
нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу –
жу - жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе
разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)( вдох был через
нос, и дыхание было глубокое).
Полечу и пожужжу, детям
мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате,
возвращается на место).
• Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу
«покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а
ребёнок, произнося «зу - зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
• Зу-зу, зу-зу,
• Косим мы траву.
• Зу-зу, зу-зу,
• И налево взмахну.
• Зу-зу, зу-зу,
• Вместе быстро, очень быстро
• Мы покосим всю траву.
• Зу-зу, зу-зу.
«Мишка»
Ручки полукругом.
Изображая толстенького мишку. Идем вперевалочку и говорим : «Ух-Ух-Ух»
«Цветочек»
Подносим к ребенку цветочек.
Вдыхаем носиком. И на выдохе говорим: «Ах!».
Затем «берем»
воображаемый цветок. Упражнение повторяется
«Слон»
Руки вместе. Вытянуты
вперед. («хобот слона»)
Наклоняемся вперед,
говорим: «Ха- хо- ху- хи»
«Шарик»
Держите ладошки вашего
малыша , плотно прилегающие друг к другу.
Говорим Ш-Ш-Ш и ладошки расходятся, «надувая»
шарик.
«Вот какой шарик
получился!»
«Машинка»
Нарисуйте на листе
бумаги дорожки: прямую, волнистую и виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку.
Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А»,
затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И», и сливая два гласных «А-О», «А-У», три гласных
«А-О-У», и все 4 гласных звука «А-О-У-И».
«Свеча»
Держите перед ребенком
зажженную свечу. Попросите ребенка задуть свечку, увеличивая с каждым разом
расстояние между ребенком и свечкой.
Или нарисуйте свечку с
пламенем и вырежьте ее из тонкой бумаги. Попросите малыша подуть на свечку,
чтобы «пламя» колыхалось.
«Волшебник»
Теперь ваш малыш станет
настоящим волшебником. Взмахните руками. Руки наверху. Теперь плавно их опуская
повторите: «М-м-м-А». Игра продолжается, повторяя «м-м-м-о», «м-м-м-у»,
«м-м-м-ы».
«Комарик»
Приподнимите вверх
указательный пальчик малыша и, выполняя спиралевидные движения, изображающие
полет комарика, произносите «З-З-З». Упражнение заканчивается хлопком рук:
«Поймали комарика»
«Любимая
игрушка»
Вместе с малышом
погладьте игрушку, и пока рука движется по всему телу любимой игрушки (кошки,
мишки и т.п.) вместе с малышом проговаривать: «А-А-А», «О-О-О», «У-У-У», а,
затем, сливая звуки «А-О-У».
Дыхательные упражнения
для укрепления иммунитета, которые можно выполнять в режимных моментах и в
образовательной деятельности во время двигательной активности
«Часики»
Встать прямо, ноги
врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить
«тик-так». Повторять 10–12 раз.
«Трубач»
Сесть, кисти рук
сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф».
Повторить 4–5 раз.
«Петух»
Встать прямо, ноги
врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
«
Каша кипит»
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди.
При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко
произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные махи
согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение
20–30 с.
«На
турнике»
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую
палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на
носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая,
произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
«Шагом
марш»
Встать прямо, гимнастическая палка в руках.
Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох.
Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1, 5 мин.
«Летят
мячи»
Встать прямо, руки с мячом перед грудью.
Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6
раз.
«Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох,
затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом
произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
«Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука
поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение
рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
«Вырасти
большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх.
Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на
всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
«Лыжник»
Имитация ходьбы на
лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
«Маятник»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку
держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне -
выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
«Гуси
летят»
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять
руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».
«Семафор»
Стоя или сидя, спина
прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный
выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
«Аист»
Стоя прямо, разведите
руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте
положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и
руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
«Дровосек»
Встаньте прямо, ноги
чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко,
словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус
наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
«Мельница»
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося
на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся
громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
«Конькобежец»
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке
за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то
левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком
пять-шесть раз.
«Сердитый
ежик»
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте,
как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже,
не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на
выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р"
- а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком, три-пять раз.
«Лягушонок»
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и
повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись,
"квакните". Повторите три-четыре раза.
«В
лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и
громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком
пять-шесть раз.
«Веселая
пчелка»
На выдохе произнесите "з-з-з".
Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку,
на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный
участок тела.
«Великан
и карлик»
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня,
к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу.
Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх,
на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
Дыхательные
упражнения по временам года
«Ветер,
ветер»
Дети имитируют
дуновение ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы
(можно во время упражнения поднести ладошку ко рту и почувствовать каким бывает
ветер).
У весны ветер ласковый,
нежный, теплый – ф-ф-ф…
У лета ветер жаркий,
согревающий – х-х-х…
У осени – прохладный,
свежий – с-с-с…
У зимы – холодный,
студеный – в-в-в…
«Снежная
буря»
Внутри прозрачной
бутылочки шарики от пенопласта. Снаружи торчит конец трубочки. Задача детей
сделать глубокий вдох и подуть в трубочку так, чтобы шарики парили в бутылке.
«Сдуваем
снежинку»
Ребенок держит ниточку
со снежинкой, делает вдох и дует на нее.
«Листопад»
Вырезать из цветной
бумаги различные осенние листья и предложить подуть на листья, так, чтобы они
полетели.
«Пушок»
На ладошку положить
легкое перышко и предложить дуть на него. Необходимо следить, чтобы вдох
делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.
«Воздушный
шарик»
Лежа на полу, ребенок
кладет руки на живот. Делая вдох, надувает живот, представляя, что в животе
надувается воздушный шарик. Затем медленный выдох и живот сдувается.
«Воздушный
футбол»
Дети садятся за стол,
перед ними два ватных шарика. Необходимо дуть на шарики как можно сильнее,
стараясь задуть их в ворота.
«Подуй
на одуванчик»
Делает глубокий вдох
носом, затем длинный выдох через рот, сдувая пух одуванчика.
«Парящие
бабочки»
Вырезать из бумаги
бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так,
чтобы она полетела.
«Мыльные
пузыри»
На улице малыши
тренируют свое дыхание с помощью мыльных пузырей.
«Буря
в стакане»
Перед ребенком стоит
стакан с водой и трубочкой. Необходимо дуть в трубочку, чтобы получились
пузыри.
Кораблики»
На столе стоит тазик с
водой, по разные стороны которого сидят дети. Они по очереди дуют на
пенопластовый кораблик друг другу.
«Песочная
буря»
Ребенку дают трубочку.
Необходимо дуть в трубочку и воздушной струей рисовать песком на экране.