13.09.2019
Как правильно подготовить ребёнка к
школе?
Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий
определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания
— это не цель, а средство развития ребёнка.
Главное — это не само знание, а умение им
пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.
Поэтому самым
важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения
учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему
правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги
25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание,
проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.
Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об
окружающем мире. Если вы не будете
отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от
окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без
напряжения.
Развивайте устную речь будущего школьника. Как
можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о
прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что
услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время
прогулки.
Чаще
превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего
ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:
— Подай,
пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
— Найди
на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
— Скажи,
что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.
Развивайте мелкую моторику с
помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных дета
лей.
Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее
развивается его интеллект.
Приучайте будущего первоклассника к
школьному режиму — рано ложиться спать и рано
вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные
санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки
перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои
вещи, соблюдать порядок.
Воспитывайте
у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую
обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и
целый набор новых впечатлений и эмоций.
Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в
школу, там быстро тебя воспитают!»
Чтобы
у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально
измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему
новые обязанности по дому и т.д.
Что
должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу?
Предлагаем примерный перечень знаний
и умений будущего первоклассника.
Ребёнок должен знать:
-своё имя, отчество, фамилию;
-свой возраст и дату рождения;
-свой домашний адрес и номер телефона;
-название своего города, его главные достопримечательности;
-название страны, в которой он живёт;
-фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;
-названия времён года и месяцев (их последовательность, основные
приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
-названия домашних животных и их детёнышей;
-названия некоторых диких животных и их детёнышей;
-названия зимующих и перелётных птиц;
-названия овощей, фруктов и ягод;
-названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.
Ребёнок должен уметь:
-различать предметы одежды, обувь и головные уборы;
-пересказывать русские народные сказки;
-различать и правильно называть плоскостные геометрические
фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
-свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
(правая/левая сторона, верх-низ и т. д.);
-полно и последовательно пересказывать прослушанный или
прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
-запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;
-различать гласные и согласные звуки;
-разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по
количеству гласных звуков;
-определять количество и последовательность звуков в словах
типа мак, дом, кит;
-хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты,
круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);
-владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и
горизонтальные линии; --рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать,
штриховать, не выходя за контуры предметов;
-свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счётные
операции в пределах 10;
внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);
-сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Что означает понятие «готовность
ребёнка к школе»?
Детские психологи выделяют несколько
критериев готовности ребёнка к школе.
Физическая
готовность. Обучение
в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя
медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете
сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у
врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам
рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не
пренебрегайте советами врачей.
Интеллектуальная
готовность. Она
включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и
навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие
мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность —
это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на
вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить
логически.
Социальная
готовность. Это
потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение
законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации
школьного обучения.
Психологическая
готовность. С
этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа
привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая
ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок,
готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую
позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него
есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.