14.08.2019
Как развивать
и поощрять любознательность у дошкольника
Любознательность
– склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь
русского языка» С.Ожегова и Н. Шведова).
По мнению многих психологов, любознательность,
как общая недифференцированная познавательная направленность личности ребенка,
может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса,
направленного на определенный предмет и определенную деятельность;
любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание
окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный
интерес (к чему-то конкретному).
Не менее существенной особенностью
любознательности является то, что она может быть условием успешной активной
умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая
работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее
переходят в область активного их использования, становятся внутренним
достоянием личности.
Как личностная черта, любознательность возникает
на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания.
Любознательность особенно ярко проявляется в
среднем дошкольном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» взрослых
вопросами об устройстве мира, причинах тех или иных явлений, выходящих за
пределы наличных ситуаций.
Специалисты считают любознательность признаком
готовности ребенка к школьному обучению.
В.А.Сухомлинский подчеркивал важность развития
любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания
способностей. Любознательность – «это растущая, никогда не угасающая, а
наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать,
объяснить… В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность
любознательности».
·
Слушайте
вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Детям нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно
задают вопросы.
·
Примиритесь с
исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как необходимое,
но и поощряйте ее.
· Показывайте и наблюдайте вместе с ребенком мир. Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи,
игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы
— ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры,
ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя.
Делитесь собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с
ним.
·
Дайте
возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть ребенок качается на качелях, катается с
горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в
мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку
звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду,
говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт
ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все,
что делает ребенок, дает ему необходимый жизненный опыт.
·
Поощряйте
фантазии и импровизации ребенка.
Учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы
можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. Поощряйте
любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на
пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за
прилавком или Винни Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу
придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь
смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш малыш знает.
Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной
Королеве. Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя
фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть
посуду или собраться к выходу на улицу.
·
Будьте для
ребенка примером. Пусть он/она
поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение
продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка,
заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых
знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш
интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.