05.03.2019
Хочу отдать ребенка в
школу… в 6,5 лет.
В каком возрасте идти в первый
класс?
Когда ребенку исполняется 5,5 лет перед
родителями часто встает вопрос: "Может быть, пора в школу? Чему еще
его научат в детском саду? Вдруг перегорит и угаснет интерес к школе?» Здесь, безусловно,
есть резон. Амбиции родителей и их желание видеть в своем
ребенке одаренность нередко приводят к самым плачевным последствиям.
Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это
ежедневно в течение целого учебного года с 8.00 до 13.00 в
коллективе из 25 - 30 детей и под присмотром чужого взрослого.
Познавательная готовность — это всего лишь один из факторов,
определяющих общую готовность ребенка к школьному обучению.
Как понять, готов ли ребенок к школе?
Психофизиологическая
готовность выражается
в способности:
- удерживать внимание
на учебной деятельности (даже не очень интересной);
- произвольно запоминать
и воспроизводить определенное количество информации;
- владеть такими мыслительными
операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Ключевым здесь является
слово "произвольно", т.е. целенаправленно, через
волевое усилие. В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны,
это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести
лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность.
Формирование
произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно
поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка
в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких
случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда,
педагога.
И эту комиссию
интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая
готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети
не могут произвольно усваивать программу не только в шесть
с половиной лет, но и в более старшем возрасте.
Порой встречаются очень развитые и умные малыши, которые
не могут несколько минут усидеть на месте. Их знания
и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень
тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту
и т.д. "Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться
хорошо не может" — так чаще всего в устах учителей звучит
заключение о психофизиологической незрелости ребенка.
Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать
что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то
не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном
желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать
и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается
интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради)
или к общению в школе (друзья из детского сада идут
в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление
очень редкое.
Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию
в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения
в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми
и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить
компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.
Что учесть
кроме готовности к школе.
Среди детей пяти-шести лет практически
не встречается тех, кто готов был бы пойти в школу. Даже
в возрасте шести с половиной лет полная психологическая готовность
встречается редко.
Решая для себя вопрос, когда отдавать
ребенка в школу, задумайтесь о том, что в одном классе
с ним могут оказаться дети на целый год старше. Ему придется
конкурировать с этими детьми не только за школьной партой,
но и на перемене, на уроках физкультуры, на школьном
дворе.
И так будет продолжаться все
одиннадцать лет! Если в первом классе вам удастся успешно справиться
со всеми трудностями, то в подростковом возрасте сделать это
будет сложнее. Совет: не торопитесь! Исходите не из ваших
желаний или социальной необходимости, думайте о зрелости ребенка.