21.11.2018
ПОЧВА
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (23.07-31.07).
Участники проекта: дети старшей группы «Почемучки»,
воспитатели.
Возраст детей: 5 лет.
Проблема. При высаживании цветов на территории группового участка и посадке овощей на огороде детского сада мы обратили внимание, что почва разная по цвету; количество растений, травы разное на разных участках территории детского сада.
Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему почва отличается по цвету, кому она нужна и из чего она состоит.
Цель: создать условия для формирования у дошкольников представлений о почве.
Задачи:
Познавательно-исследовательские:
-
Познакомить детей с составом почвы
-
развивать и формировать навыки опытнической деятельности детей;
-
обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;
Коммуникативные:
-
развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
-
развивать любознательность, познавательную активность, эмоциональную отзывчивость.
-
формировать умение выражать свои мысли;
-
активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлая, плодородная, каменистая, песчаная.
Методическое обеспечение:
1. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.
2. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. М., 2007 г.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
8. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших
дошкольников. М., 2005 г.
11.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно - популярной литературы;
Основной, познавательно – исследовательский:
- беседа «Что такое почва?»;
Конечно же, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты – Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года ( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву) толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»
-А что это означает? (ответы детей).
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
-Как вы думаете, из чего состоит почва? (ответы детей).
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух.
-опыт-сравнение-обсуждение «Сухая и влажная почва»;
-опыт «Есть ли в почве вода?»( в контейнере под стеклом находится почва. Контейнер стоит на солнце. При нагревании почвы, вода испаряется и скапливается на стекле).
-опыт «Есть ли в почве воздух?»( комочки почвы бросать в прозрачную емкость с водой; при погружении в воду из комочков будут выделяться пузырьки с воздухом).
-беседа «Песок, глина и камни в почве»;
-опыт-сравнение « Песок, глина, земля»( текстура, плотность, способность впитывать воду).
- работа с энциклопедиями и иллюстративными материалами по теме.
- игра «Откуда эта горсть земли?»
Заключительный :
- обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
-создание презентации «Почва. Знакомство со свойствами почвы».
-продукт проекта выставка детских рисунков «Кому и для чего нужна почва».
- продукт проекта создание схематического рисунка «Почва для всех…»