21.11.2018
Методические рекомендации использования музыкального фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Составитель: Крячко Екатерина Геннадьевна
Поступление ребёнка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребенка и его родителей. И оттого, как пройдет привыкание ребенка к новым для него условиям, зависит его психическое и физическое здоровье, дальнейшее познавательное, речевое и эмоциональное развитие, благополучное пребывание в детском саду.
Благоприятное влияние на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к детскому саду оказывает детский музыкальный фольклор, позволяющий создать для малыша положительный эмоциональный климат, атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя активность .
Детский музыкальный фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит малыша преодолевать страх.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт.
Используя в работе тексты детского музыкального фольклора для малышей, необходимо придерживаться следующих принципов:
- в содержании текста должны быть отражены стороны жизни, события, яркие впечатления, бывшие в опыте ребёнка, или те, которые можно воспроизвести с тем, чтобы конкретизировать какие-то значимые стороны его жизни;
- осуществление системного подхода к ознакомлению детей с окружающим миром – с ориентировкой на человека; действия ребёнка в различной обстановке, например, в быту – умывание, одевание, приём пищи; в труде – стирка, шитьё; в творчестве – пении, танцах;
- сочетание поэтапного чтения и прослушивания текста с синхронным инсценированием – широкое применение наглядности;
- по возможности активное, действенное участие детей в ходе инсценирования и прослушивания текста.
Произведения детского музыкального фольклора, которые поются воспитателем и сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено.
Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент.
Произведения детского музыкального фольклора способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду.
Музыкальный фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Музыкальный фольклор в режимных моментах
| Июль | Август | Сентябрь | Октябрь |
Утренний прием | Красные кафтанчики, Синие карманчики На дубу они сидят, Меж собою говорят Все про Галечку, Все про маленьку Ой мой маленький, Ненаглядненький Мой хорошенький Мой пригоженький | Кто у насхороший, Кто у нас пригожий? Ванечка –хороший Ванечка -пригожий! Мой сыночек маленький Чуть побольше валенка | Придет киска не спеша Что ты плачешь, «ы» да «ы» Слезы поскорей утри Будем мы с тобой играть Песни петь и танцевать | Не плачь, не плачь, |
Умывание | Водичка, водичка,
Водичка, водичка, Кто тут будет куп-куп, Умывание Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли? ДА!!! И теперь мы чистые- Зайчики пушистые!
| Водичка-водичка,
Вот когда я взрослым стану Теплая водичка Знаем, знаем да, да, да Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Моем руки дружно, Нам обедать нужно
| Ай, лады, лады, лады Глазоньки моргать- моргать, Ай, лады, лады, | Мы пойдем купаться Ах, водичка хороша! Мы пойдем купаться Я сегодня утром рано
|
Гимнастика | Где же наши ручки? | Потянись дружок, Большие ноги | Расти, Маша, выше,
|
Детки хлопать все умеют, |
Одевание, раздевание | Дождик, дождик
| Вот они, сапожки: | Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять! |
|
Питание | Варись, варись, кашка, Тушки, тутушки, Час обеда подошел, Бери ложку, бери хлеб, Большими вырасти хотим Куклу? Кормили! Ест собачка: ам-ам-ам
Длинохвостая лошадка | Трушки ту-тушки! . Ой, люли, люли, люли, и смотреть всегда приятно, мы едим всегда красиво, после скажем всем "спасибо". Вот девочка Маша. Дружно ложки мы берем
| В печи калачи,
| На столе витушки, Наш Сережа непосед, А у нас есть ложки .
|
Индивидуальная работа | У киски боли, | У лисы боли, | Придет киска неспеша | Ах, кокля-мокля, |
КГН | Это что стоит? Горшок! Раз-два-три-четыре-пять - Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно Писаться в штанишки!
| Мы все сделаем, как надо. Мама будет очень рада! Прыг-скок, прыг-скок, | Мы поели, мы попили,
| |
Поручения | Раз, два, три, четыре, пять! | А ну-ка, друзья за работу | Иван, Иван, вырывай бурьян, | Чешу, чешу волосоньки, |
Художественное творчество | Лепим мы куличи, |
|
|
|
Социализация |
|
|
| Иван, Иван, вырывай бурьян, |
Сюжетно-ролевые игры | Хоть с тобой я ссорюсь часто,
| (Водим пальчиком по ладошке) | Мели, мели мельница, | Лепим, лепим пирожки,
|
Коммуникация
(общение с взрослыми и со сверстниками) | Петушок, петушок, Золотой гребешок, Ты подай голосок Через темный лесок. Через лес, За реку Покричи: - Ку-ка-ре-ку!
| Едем-едем на лошадке По дорожке гладкой-гладкой. В гости нас звала принцесса Кушать пудинг сладкий. Две собачки у порога Нам сказали очень строго… Как собачки говорят? Гав-гав! (Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест: (Два котенка – мяу-мяу! Две собачки – гав-гав! Два утенка – кря-кря! Два цыпленка – пи-пи-пи! Два теленка – Му! Му! Две овечки – Бее! Бее! Два козленка – Мее! Мее! Две лягушки – ква-ква!)
| На лошадке ехали, в огород заехали (легкие приседания, руки вытянуты - "держат вожжи") Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопки: два коротких, один длинный) На машине ехали, до угла доехали. (повороты руками, которые будто держат руль) Би-би-би! Би-би-би! (большими пальцами надавить "сигнал") Паровозом ехали, до горы доехали. (рука сжата в кулаке вверху. движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.) У-у! (широкое движение рукой сверху вниз)
|
|
Прогулка | Посмотри, на улице Стало холодать. Пришло время кофточку Деткам надевать. Тушки-тутушки Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки Чтобы ушки не болели Быстро шапочку надели. А потом и куртку Для длительной прогулки.
| Раз,два,три,четыре,пять Собираемся гулять. Завязала Настеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки. И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. Наденем на ножки Валенки-сапожки. Хороши сапожки Не замерзнут ножки.
Ты, мороз, мороз, мороз, | Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, И одежду доставай. Собери носок в гармошку, И надень его на ножку. Ты другой носок возьми Точно так же натяни. А теперь скорей вставай И штанишки надевай
| В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличик, получись **** Куда бежите, ножки? |
Музыка | Динь-дон, дили, дили, Погремушки нам купили. У Марины, у Танюшки И у Вовы погремушки. И звенит со всех сторон: Дили, дили, дили, дон.
|
|
| Дыбочек, дыбок, Скоро Сашеньке годок! Дыбок-дыбок! Целый годок! Мы на дудочке играем, Мыдетишек забавляем: Ду-ду-ду, ду-ду-ду. На трубе мы все играем, Мыдетишек забавляем: Ту-ту-ту, ту-ту-ту. Ди-ди-ди, ди-ди-ди. В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: Та-та-та, та-та-та. |
Пробуждение после сна | Мы проснулись, мы проснулись. Глазки открываются, | Вот проснулись, Котик серенький присел | Солнышко, солнышко, Солнышко встало, | Ты мне ручки подай,
|
Сон | Вот лежат в кроватке За окошком вечер, | Баю-баю-байки | Разденьте меня,
Баю-баю ,баиньки
| Паучок-паучок |
Работа с родителями | ||||
Консультация для родителей "Что такое фольклор?» | Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
| Консультация для родителей на тему «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
| Консультация для родителей на тему «Поём вместе с детьми»
|
Используемая литература:
1. Журнал "Дошкольное воспитание", № 9/1991 г.
2. Журнал "Дошкольное воспитание", № 10/1990 г.
3. Л. Н. Елисеева. Хрестоматия для маленьких
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
5. Интернет-ресурс, сайт: Теория об использовании русского фольклора для познавательно- речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах. http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/12/06/teoriya-ob-ispolzovanii-russkogo-folklora-dlya