21.11.2018
Этапы работы с блоками Дьенеша во второй младшей группе детского сада.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
В детском саду важно развить у ребенка логико‐математическое мышление –не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи, сотрудничать для успешного решения поставленных задач.
Успешно реализовать задачи логико-математического развития позволяет методика Золтана Дьенеша.
Золтан Дьенеш – основатель теории шести этапов освоения математики, создавший также эффективные наглядные пособия в виде логических блоков. В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание.
Набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:
— цветом (синие, желтые, красные);
— формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);
— толщиной (тонкие и толстые);
— размером (маленькие и большие).
В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.
Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки.
Условно работу по данному направлению можно разделить на три этапа, каждый из которых соответствует одному кварталу учебного года:
1. Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
2. Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
3. Работа в игровых альбомах с блоками Дьенеша.
В течение года сложность заданий постепенно возрастает.
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Нужно выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
· Найти все фигуры такого же цвета, как предложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
· Попросите ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
· Попросите ребенка определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.
· Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета), как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
· Дай мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
2.Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
1. «Что изменилось». Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
3. «4-й лишний». Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
4. «Найди не такие». Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Воспитатель Аверкиева А. В.