МАРТ 2017 "Пути и методы повышения интереса детей к чтению в семье. "

21.11.2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Детский сад №49 общеразвивающего вида»

Пути и методы повышения интереса детей к чтению в семье.

Составитель: Пятунина. Е.А.

2017 год


Пути и методы повышения интереса детей к чтению в семье.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к шестому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать. По данным исследований, именно родителям обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.

Семейное чтение... От этих слов веет домашним уютом конца IXX - начала XX веков. Мы живем в совсем ином мире, окружены другими вещами. А главное - ребенок чувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и понимает, что он любим, а объединила семью - книга. Редко кто из родителей обращает внимание на качество печатной продукции, которая попадает в руки детям. Им обычно предоставляется абсолютная свобода в выборе книг и журналов, поскольку важность чтения для ребенка довольно часто не признается родителями и их не волнует, что дети читают, как они осуществляют свой выбор.

У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного.

Сейчас, к сожалению, утрачены традиции семейного чтения, в какой-то мере они поддерживаются только в каждой десятой семье. И, наконец, то участие родителей в детском чтении, которое сложилось во многих семьях оборачивается назойливым контролем над чтением детей, сказывается на развитии отношения школьников к совместному чтению

Поэтому в домашнем чтении необходима ориентация на диалог по поводу прочитанного: общая оценка произведения отношения к его героям.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов. Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают ее. Такое общение воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. Если обучающиеся начальной школы стараются читать как можно больше, то приходя в основное звено интерес к чтению они теряют.

Необходимо искать новые методы привлечения школьников и их родителей к чтению. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями, библиотекарями.

Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный!) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться впечатлениями о прочитанном. Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.

Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.

Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на две страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно.

В воспитании любви к книге у детей положительную роль играет наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес у детей к книге.

Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

Для того, чтобы научить детей самостоятельно читать можно использовать следующие приёмы:

1) Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. (Ребёнок спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом») в ответ надо дать книгу: «Вот, прочти здесь столько интересных историй».

2) Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запомнил фамилию автора и название книг (спросите: «Какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем).

3) Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пропускали абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.

Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением. Теперь сам будет читать, а спустя восемь – десять лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну как книга?» – «Ничего, нормально» – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен и помогает семейное чтение.

Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Совместные семейные чтения любимых, а потом и необходимых книг, с последующим обсуждением, с рисунками-иллюстрациями, которые можно сделать всей семьей - эти и другие приемы несложны, но реальны.

Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, — прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. При чтении вслух у детей возникнет море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребёнка, он не станет держать свои мнения при себе, когда подрастёт. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

Для привития у ребенка интереса к чтению можно использовать разные методы: Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене "Экран прочитанных книг", где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается ("Нет времени!"). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Естественно, читать надо с выражением, "на голоса", чтобы это напоминало игру. А вот метод, который предлагает известный педагог Ш.Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.

Чтобы пробудить в семье интерес к чтению необходимо:

Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух ещё интереснее, чем маленьким.

Читать самим, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребёнка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги. Вместе с ребёнком создавать для него библиотеку.Хочу такой сайт

Вместе с ребёнком покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребёнка.

Обязательно записать ребёнка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

Если не изменить ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного.

- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

- Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

- Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.

- Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.

- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)

- Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)

- В доме должна быть детская библиотека.

- Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.

- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что – то прочитать об этом (например, книги о динозаврах, космических приключениях).

- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

- Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.

- Пусть дети сами пишут записки, объясняющие, например, их отсутствием в школе, или в других случаях, когда необходимы записки из дома.

- Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.

Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье мы считаем:

выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка;

одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.

Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет действенной!

Список использованной литературы и информационных источников

1. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002

2.Громова О.М. Откуда берутся не читающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - с. 2-9.

3.Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,2007. - 32 с. -

4.Карпова, Н.Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.

5.Родительское собрание по детскому чтению: метод. Пособие / / сост. Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).

6.Россинская, С.В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 15. - С. 35-36.

7.Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры. // Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.

8.Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребенка. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.

9.Якуба, Н.Д. Время читать вслух. // Новая библиотека. - 2007. - № 5. - С. 28-29. 10. http://forum.bibldetky.ru/

11.http://www.semya2008.ru/

12. Автор статьи: Бакурова Азиза Азаматовна обучающаяся 6 класса

Руководитель:Турова Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».