ОКТЯБРЬ 2025 Охрана зрения детей в ДОУ

21.10.2025

Охрана зрения детей в ДОУ

 

Одним из важнейших органов чувств является – зрение. Именно оно позволяет видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности. Зрение позволяет воспринимать около 80 % информации об окружающем мире. Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения.

Наиболее распространенными нарушениями зрения у детей дошкольного возраста являются близорукость и дальнозоркость. По статистике число таких детей в дошкольном возрасте увеличивается в два раза. От 15 до 20 % детей, поступающих в первый класс, имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости.

В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их здоровье.

Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при рассматривании иллюстраций и чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.

Дальнозоркость и близорукость в большинстве   случаев   развивается уже в дошкольном возрасте. В детском саду остроту зрения проверяют при каждом плановом педиатрическом осмотре: в возрасте трех лет - один раз в полугодие, а от четырех до семи лет - один раз в год.

Пример: при прохождении медосмотра перед 1 классом в нашей группе у 5 детей из 20 выявили проблемы со зрением, им выписали очки и наблюдение у офтальмолога.

Знание особенностей зрительного восприятия дошкольников позволяет воспитателю создать специальные условия для его развития и коррекции. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия, как достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

 

Рассмотрим их подробнее.

·        Помещение должно быть достаточно освещено. 

·        Стекла окон должны содержаться в чистоте. Запыленность окон снижает освещенность до 40 %. 

·        Освещенность помещений зависит также от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с высоким коэффициентом отражения. 

·        Мебель должна быть подобрана в соответствии с ростом детей.

Если мебель соответствует росту ребенка, то он ровно держит голову, туловище, спину, плечи, не наклоняется (особенно голову) во время занятий. При правильном положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью должно быть равно 30 - 35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительного восприятия. Поэтому важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Кроме того, воспитатель осуществляет контроль  за тем, чтобы дети не снимали очки и не подглядывали из-за очков, что наблюдается у младших дошкольников (особенно если ребенок не привык носить очки).

Следует учитывать, что дети с нарушением зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы рассмотреть предметы, опознать их по характерным признакам. Зная особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения, воспитатели должны способствовать полноценному познанию ими окружающего мира. Поэтому в образовательном процессе таких дошкольников чаще всего используется комплексный метод - наглядно-словесно-практический,  который способствует более прочному усвоению знании и навыков. 

         О нарушении указанного лимита времени зрительной нагрузки свидетельствуют следующие признаки: изменение позы и поведения ребенка, чрезмерное приближение предметов к глазам во время разных видов деятельности, требующих активного участия зрения, частое прищуривание, протирание глаз (будто что-то мешает), закрывание одного глаза, поворот головы в сторону и другое.

В связи с этим в ходе занятия обязательно нужно проводить одну-две физкультминутки. Например, на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим и развитию речи целесообразно приглашать детей к окну, чтобы посмотреть на дальние и близкие объекты, понаблюдать за состоянием погоды, движением транспорта и прочим. Для проведения физкультминуток можно воспользоваться специальным комплексом упражнений для глаз.

Примеры упражнений из данного комплекса.

Упражнения, снимающие утомление и усталость с глаз:

1.  Крепко зажмурить глаза на 5-7 секунд, затем широко открыть. Можно повторить несколько раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2.   Быстро моргать в течение 30-60 секунд. Упражнение улучшает кровообращение глаз.

3. Держать палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на его кончик и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

4.  Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3~4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию сосудов глазного яблока.Хочу такой сайт

5.  Вращать глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам, 6 раз влево, 6 - вправо.

6.  Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-50 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

7.  Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать руку и пе-ревести взгляд на кончик носа. С закрытыми глазами переводить взгляд вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.

8. Смотреть вдаль прямо перед собой 2~4 секунды, затем перевести взор на кончик носа и смотреть на него 3-5 секунд.

Упражнение для укрепления глазодвигательных мышц

1.  Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

2.  Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3.   Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

4.  Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы.

5.  Поднять глаза верх, голова неподвижна, затем опустить взгляд вниз.

Указанные упражнения можно выполнять стоя или сидя. Затем следует предложить детям походить или побегать по комнате, сделать несколько упражнений на активизацию общих движений. Благодаря физкультминутке работоспособность детей повышается.

После проведения занятия с непосредственной опорой на зрение следует переключить детей на деятельность, не требующую напряжения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.).

При просмотре телевизора в детском саду надо соблюдать гигиенические требования (диагональ экрана, расстояние, длительность просмотра).

Так же проводить беседы, консультации   для родителей о безопасном использовании различных гаджетов дома, т.к. дома дети иногда бесконтрольно играют в телефонах, планшетах, смотрят  вблизи мультфильмы и т.д. 

Например: Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил:

·        глазам нужно давать отдых, игру на компьютере, просмотр телевизора и чтение нужно прерывать через 20-40 минут в зависимости от состояния зрения;

·        не забывайте о правильном освещении рабочего места. Самым лучшим освещением для профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна;

·        для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться;

·        берегите глаза от травм и повреждений;

·        для нормального зрения важно разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание. В детском меню обязательно должны быть мясо, рыба, яйца, сливочное масло, орехи и много простой воды;

·        по согласованию с врачом давать ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы.

Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от родителей и педагогов, которые должны знать круг тех здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».