ИЮНЬ 2025 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

30.06.2025

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Игровые упражнения с природными материалами тесно связаны с постановкой несложных опытов - экспериментированием.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. 

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. 

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением.

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отли­чающие его от экспериментирования взрослых.

 Детское экспериментирование свободно от обязательно­сти. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохра­няться ощущение внутренней свободы.

 Как и при игре, не следует жестко регламентировать про­должительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекра­тить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям.

В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать де­тям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. 

Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психо­логи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономер­ность: в тот период, когда в процессе становления психики ре­бенка наглядно-образное мышление начинает заменяться сло­весно-логическим и когда начинает формироваться внутрен­няя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.

 При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.

 Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результа­тов экспериментов. Несмотря на то что фиксирование результа­тов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом дея­тельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры.

Право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. 

 Анализ результатов и формулирование выводов. Специ­фика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имею­щуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у до­школьников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов). Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выра­зить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Таким образом, все «словесные» этапы эксперимента — обос­нование цели, отчет об увиденном, формулирование выводов — представляют собой категории, существующие только для вос­питателя.Хочу такой сайт

 Нельзя подменять анализ результатов экспериментов ана­лизом поведения детей и их отношения к работе. 

 Игровые упражнения с природными материалами тесно связаны с постановкой несложных опытов - экспериментированием.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. 

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. 

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением.

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отли­чающие его от экспериментирования взрослых.

 Детское экспериментирование свободно от обязательно­сти. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохра­няться ощущение внутренней свободы.

 Как и при игре, не следует жестко регламентировать про­должительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекра­тить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям.

В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать де­тям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. 

Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психо­логи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономер­ность: в тот период, когда в процессе становления психики ре­бенка наглядно-образное мышление начинает заменяться сло­весно-логическим и когда начинает формироваться внутрен­няя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.

 При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.

 Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результа­тов экспериментов. Несмотря на то что фиксирование результа­тов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом дея­тельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры.

Право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. 

 Анализ результатов и формулирование выводов. Специ­фика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имею­щуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у до­школьников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов). Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выра­зить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Таким образом, все «словесные» этапы эксперимента — обос­нование цели, отчет об увиденном, формулирование выводов — представляют собой категории, существующие только для вос­питателя.

 Нельзя подменять анализ результатов экспериментов ана­лизом поведения детей и их отношения к работе. 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».