ИЮНЬ 2025 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
30.06.2025
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Игровые упражнения с природными материалами
тесно связаны
с постановкой несложных опытов - экспериментированием.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование, как специально организованная
деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ
культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей
«поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу
экспериментальной деятельности.
Главное
достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции.
Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование
направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как
управление тем или иным явлением.
Детское
экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от
экспериментирования взрослых.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить
опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение
внутренней свободы.
Как и при игре, не следует жестко
регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок
работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что
истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес
к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее
запланированного срока. Исключение
составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и
растениям.
В
процессе детского экспериментирования не
следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно
разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не
уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
Дети не могут
работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж.
Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе
становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим
и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию
проговаривания своих действий вслух.
При проведении природоведческих
экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
Не следует
чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на то что фиксирование
результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом деятельности
не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной
нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны
осознать смысл этой процедуры.
Право ребенка
на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок
всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную
точку зрения.
Анализ результатов и формулирование выводов. Специфика данного этапа заключается
в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои
действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов).
Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что,
в общем, понимают неплохо. Таким
образом, все «словесные» этапы эксперимента — обоснование цели, отчет об
увиденном, формулирование выводов — представляют собой категории, существующие
только для воспитателя.
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом
поведения детей и их отношения к работе.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование, как специально организованная
деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ
культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей
«поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу
экспериментальной деятельности.
Главное
достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции.
Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование
направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как
управление тем или иным явлением.
Детское
экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от
экспериментирования взрослых.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить
опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение
внутренней свободы.
Как и при игре, не следует жестко
регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок
работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что
истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес
к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее
запланированного срока. Исключение
составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и
растениям.
В
процессе детского экспериментирования не
следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно
разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не
уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
Дети не могут
работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж.
Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе
становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим
и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию
проговаривания своих действий вслух.
При проведении природоведческих
экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
Не следует
чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на то что фиксирование
результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом деятельности
не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной
нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны
осознать смысл этой процедуры.
Право ребенка
на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок
всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную
точку зрения.
Анализ результатов и формулирование выводов. Специфика данного этапа заключается
в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои
действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов).
Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что,
в общем, понимают неплохо. Таким
образом, все «словесные» этапы эксперимента — обоснование цели, отчет об
увиденном, формулирование выводов — представляют собой категории, существующие
только для воспитателя.
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом
поведения детей и их отношения к работе.