МАЙ 2025 «Опыт работы по использованию конструктора «ТИКО-Грамматика»

29.05.2025

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского муниципального округа Свердловской области «Детский сад № 49»

 

 

 

 

 

 

«Опыт работы по использованию конструктора «ТИКО-Грамматика»

 и развивающих игр В.В.Воскобовича

на занятиях по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего

дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовили:

Крутикова И.В.

Фёдорова К.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май, 2025

«Опыт работы по использованию конструктора «ТИКО-Грамматика» на

занятиях по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего

дошкольного возраста»

 

Конструктор ТИКО « Грамматика» позволяет разнообразить занятия по изучению букв и обучению чтению, превратить их в игру. В процессе занятий физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов. Игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. У детей без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Конструктор ТИКО «Грамматика» помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте.

Поскольку в настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной, я хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста  с использованием ТИКО «Грамматика». Показателем готовности ребёнка к успешному обучению в школе является не только сформированные  интегративные качества, но и правильная, хорошо развитая речь.  Будущий первоклассник должен владеть  звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом.

На сегодняшний день для занятий с детьми по обучению грамоте  идеально подходит такая  разработка, как конструктор ТИКО «Грамматика», он отвечает всем требованиям ФГОС ДО.   Он позволяет сочетать обучение с игрой. Конструктор ТИКО развивает у детей мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу, пространственную ориентацию. К тому же он позволяет заменить уйму раздаточного материала для проведения звукобуквенного анализа.Хочу такой сайт

Из плюсов применения конструктора ТИКО на занятиях по обучению грамоте      можно выделить то, что дети учатся работать в парах, группах, что формирует навыки сотрудничества. Они осваивают принцип работы по  алгоритму и  образцу, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе. Так же  дети лучше усваивают учебный материал,  приобретают практические навыки самостоятельной деятельности.   Для детей важно, чтобы результаты их  деятельности можно было наглядно продемонстрировать. Это повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. А также занятия с конструктором оказывают большое влияние на развитие головного мозга, мышления, поскольку задействованы тонкие движения пальцев рук.     

Далее  предлагаю вашему вниманию несколько  игр и упражнений, которые я применяю в своей работе. Многие упражнения применяются по принципу от простого к сложному.

 

«Опыт работы по использованию развивающих игр В.В.Воскобовича на

занятиях по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего

дошкольного возраста»

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона.

И не случайно ФГОС дошкольного образования, выделяет речевое развитие детей в отдельную образовательную область, которая, помимо всего прочего, включает в себя и развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; и формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Старший дошкольный возраст – время, когда идет серьезная подготовка детей к обучению грамоте. И этот временной отрезок наиболее благоприятен для решения таких задач, как:

· дать представление об основных единицах языка: звуке, слове, предложении;

· обеспечить ориентировку в звучащем слове;

· упражнять в умении дифференцировать звуки;

· познакомить с печатными буквами;

· проводить анализ и синтез образов букв, а также упражнять в умении их дифференцировать;

· дать практическое представление об основном механизме чтения слога;

· формирование элементарных графических умений.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра, именно в ней часто очень сложное становится понятным и доступным.

Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

И здесь приходят на помощь развивающие игры В.В.Воскобовича, привлекающие детей своей красочностью, яркостью, а педагогов многофункциональностью и возможностью решать поставленные задачи в ходе игры, а также совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас и развивать мелкую моторику. Играя, ребенок решает логические задачи с буквами, звуками и путешествует по лабиринтам, подходя к составлению слогов и слов, занимается словотворчеством.

Используемые мной игры и пособия:

· универсальный игровой комплекс «Коврограф «Ларчик» + приложение к нему пособие «Набор букв и знаков Ларчик» и игровой комплект «МиниЛарчик»;

· игровой графический тренажер «Игровизор» с печатными приложениями «Лабиринты букв» (гласные и согласные);

· «Знаковые конструкторы»: «Шнур-затейник» и «Шнур-малыш», «Конструктор букв»;

· Игры-эрудиты: «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька», «Парусник»;

· Игровое пособие по обучению чтению «Складушки»;

· Игры «Читайка на шариках 1,2».

Остановлюсь на более детальном рассмотрении использования некоторых пособий и игр В. Воскобовича во время проведения НОД.

И здесь уместно использование таких игр В.Воскобовича, как «Конструктор букв» и «Шнур- затейник», «Шнур-малыш» (комплект «Знаковые конструкторы»), дающих возможность в игровой форме проводить тактильный и оптический анализ букв, конструировать их, запоминать графический образ; попутно совершенствуя мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

Графический тренажер «Игровизор»: мы используем на занятиях как совместно с приложением «Лабиринты букв», так и с самостоятельно напечатанными заданиями (мне очень нравятся пособия О.Жуковой).

Тренируя детей в навыке слогового чтения, возможно, используя игру «Читайка на шариках 1,2» (дети учатся конструировать слова; находить и группировать слова по обобщающему слову-признаку; делить слова на слоги и др.), а также игры «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Парусник» (серия «Эрудиты»). Даже работая с «Геоконтом», ребенок попутно запоминает графический образ букв, может самостоятельно нарисовать букву при помощи резиночек.

Как видите вариантов использования игр В.В.Воскобовича много, их совмещать друг с другом, в зависимости от целей занятий и каким навыкам мы хотим научить детей.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что благодаря развивающим играм В.Воскобовича, довольно трудные занятия по подготовке детей к обучению грамоте, можно превратить в увлекательное мероприятие, реализуя одну из основных мыслей технологии «Сказочные лабиринты игры» - играть с пользой.

И сейчас мы хотим представить вам фрагменты непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте с использованием развивающих игр Воскобовича и конструктора «ТИКО-Грамматика».

Чтобы детям было ещё интереснее,  мы на каждое занятие придумываем сказку,  где дети с героем выполняют различные задания.

В лесу, на опушке леса жил зайчонок со своими родителями. Как то раз он сильно огорчил их. И чтобы загладить свою вину, зайчонок решил сделать сюрприз – нарисовать открытку и написать, как он сильно любит своих родителей. Но он не знал букв, не умел читать и писать. Зайчонок сидел и грустил. Его увидела Мудрая Сова и решила помочь: «Не грусти, я отведу тебя в детский сад. Там ты с детьми познакомишься со звуками, буквами и узнаешь много интересного».

И первое задание «Звуки перепутались» (звук – это то, что мы говорим и слышим). «ТИКО  - Грамматика» (дети раскладывают красные квадраты – гласные звуки, синие квадраты – согласные твёрдые, зелёные – согласные мягкие).

Задание 2. По картинке составить звуковую схему слова (КОТ, МЯЧ, ОСА).

Задание 3. Раздаются картинки и дети «пишут» слово из конструктора ТИКО (ДОМ, ЛУК, КИТ).

Далее знакомство с грамотой мы продолжим с помощью развивающих игр Воскобовича.

Задание 1. «Первая буква имени мамы» (Шнур-Затейник).

Задание 2. «Первая буква своего имени» (Конструктор букв).

Задание 3. Составить слово по теме семья (Игра-эрудит шнуровка «Ромашка», «Парусник», «Снеговик», «Яблонька»).

Вот и узнал Зайчонок что такое звук и буква. И последнее задание.

Дети конструируют из ТИКО конструктора по предложенной схеме. А гостям предлагается задание: собрать из ТИКО-Грамматика слова по теме «Семья», которые содержат 2 гласных звука. (например: мама, папа, сестра, баня, дача и т.д.). дети показывают, что они сконструировали (у каждого ребёнка получилась определённая буква: 1 ребёнок – буква «С», 2 – буква «Е», 3 – буква «М», 4 – «Ь», 5 – буква «Я»  СЕМЬЯ). А гости показывают свои слова.

Вот таким образом мы знакомим детей с основами обучения грамоте. Посредством сказок, развивающих игр, конструирования дети легче и быстрее осваивают чтение и письмо.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».