26.11.2024
Характеристики
социализации в детстве,
отрочестве, юности.
Социализация – процесс,
посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и
ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом старшее поколение передаёт младшим
свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни.
Социализация начинается
в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже
начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и
в то же время это самый незащищенный ее этап. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются
социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря
обучению, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий
кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя.
Социальная сфера, в
которой происходит социализация личности на начальном этапе жизни - семья.
Здесь закладываются основы, на которые надстраиваются в будущем новые и новые
ступени социализации. Главнейшую важность для первичной социализации имеет
именно семья. С нее начинает складываться картинка-представление об обществе.
Ценности, которым следует семья, информация, предоставляемая семьей ребенку,
моральные нормы и ценности - все это те самые основы, кирпичики будущего
представления об обществе. Родители - самые важные люди, которые влияют на
ребенка на этом этапе. Их взаимоотношения между собой и с социумом становятся
примером для ребенка. Именно они способны привить несформировавшейся личности
представления о том, что нормально, а что - отклонения.
Социализация детей
начинается на самой ранней стадии развития. Большинство детей – довольно
“податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во
взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен.
Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью
осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в
сложных социальных взаимодействиях в соответствии с определенными культурными
моделями. У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим
родителям и к миру. Вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба
самоуважению, учится задавать направление и цель своим действиям, приобретает
чувство уверенности в своих знаниях и умениях.
Отрочество (11-15
лет). Характеризуется «взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно
возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к
друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных
взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет
мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом
возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может
поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые
расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для
подростков имеет его положение в семье, которое при благоприятном
морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.
Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность,
чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм,
мечтательность. Все эти качества делают подростков социально подвижной частью
общества, однако, и противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся социальные
позиции, неусвоенные социальные роли, а с другой - стремление брать на себя
самостоятельной решение вопросов. Этот возрастной этап часто называют
«кризисным». Кризис подросткового возраста обусловлен намечающимся разрывом
между развитием внутреннего мира ребенка и теми отношениями с внешним миром,
которые сформировались в предшествующей фазе.
С вступлением ребенка в
новую возрастную фазу - подростковую - существенно изменяется его социальное
положение в школе, семье, на улице. Им изучаются новые дисциплины, в семье на
него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в
«эти детские игры с малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То
есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает
благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное
самоопределение.
Юность. Особенность социальной ситуации
развития заключается в том, что это возраст, завершающий детство. Характеризуется выходом в
самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость
самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Юношеский
возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью в формировании
целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок. Поиск
своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного
возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуацией. Это потребности в
личном, социальном и профессиональном самоопределении. Можно сказать, это
судьбоносный возраст, в котором цена ошибки – неудовлетворенность всей своей
последующей жизнью.
Период юности
характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении
образовательной системы и системы взросления.
Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех
сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.
своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание
одиночества, выбор профессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.
Юношеский возраст по
сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля
и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще
свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к
унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.