СЕНТЯБРЬ 2024 Многообразие подходов к определению готовности детей к обучению в школе

30.09.2024

 

Многообразие подходов  к определению готовности детей к обучению в школе

 

Приходя в школу, ребёнок не просто переступает порог, а переходит на новую общественно значимую социальную ступеньку - становится школьником. Соответствие этой социальной роли требует от ребёнка умения ориентироваться на систему правил, управлять собственным поведением. Многие исследователи проблемы готовности к школе солидарны в том, что это один из самых важных показателей. Если ребёнок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни. Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. Готовность к школе предполагает ориентировку в правилах школьной жизни и умение взаимодействовать с новым социальным окружением. Учебная деятельность в условиях массовой школы носит коллективный характер, поэтому важно уметь общаться с учителем и учениками, действовать в команде, поддерживая определенный темп деятельности.

Важно, чтобы во время   обучения в школе, ребёнок был счастлив, что зависит от готовности его к школе.

Стремление обучаться, способность контактировать с ровесниками и старшими, умение разрешать трудные проблемы, стремление к

достижениям, самодостаточности и ответственности – образующие этой готовности.

Понятие «психологическая готовность к школе» широко распространено в психолого-педагогической науке и образовательной практике. Оно является достаточно активно используемым различными специалистами образовательных учреждений: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др.

Понятие «психологическая готовность к школе» рассматривается как особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

Разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные  структуры психологической готовности к школе.

Известный чешский психолог Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты психологической готовности.  Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определённые уровни стремления к достижениям, развитие интересов, развитие способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения.

Определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, российские психологи исходят, прежде всего, из того, что она - многокомпонентное образование.

          Л.И. Божович выделяла  параметры психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

          - определенный уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;

         -    достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

          Психологическая готовность, по её мнению,  складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

А.В. Запорожец разделял эту точку зрения. В психологическую готовность к школе включались: особенности мотивации личности ребёнка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития сферы мотивационной, интеллектуальной и сферы произвольности.

Е.Е. Кравцовой был предложен другой подход  к определению структуры психологической готовности детей к школе.  Основной упор она  делает на роль общения в развитии ребёнка и  выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе.

Важность как структуры в целом, так  и ее  компонентов  заключается в том, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, легко прошла адаптация к  новым условиям, ребёнок безболезненно вошёл в новую систему отношений.

Основные принципы  общей готовности:

-  оптимальный объем показателей;

-  непрерывность в развитии способностей, возможностей ребёнка;

- понимание готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;Хочу такой сайт

- диалектика общего, частного и единичного в понимании уровня готовности.

Готовность к школьному обучению или учебной деятельности в современных условиях рассматривается именно, как готовность к школе. Согласно взгляду Е.Е. Кравцовой , проблема психологической готовности   к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход  считается важным и существенным, однако готовность к учебной деятельности не охватывает целиком феномена готовности к школе.

По свидетельствам  Л.И.  Божович, готовность к обучению в школе формируется из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.

В настоящий период почти признанно то, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Выделяются три аспекта школьной зрелости:

- интеллектуальный (дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость);

- эмоциональный  (уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание);

- социальный.

Тесты определения школьной зрелости создаются на основании выделенных параметров. 

 Л.И. Божович наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе считает мотивационный план и  выделяет две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью.

Мотивы способствуют возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, которое  Л.И. Божович  называет «внутренней позицией школьника». Данное новообразование выражается в произвольном поведении ученика.

Как считал Д.Б. Эльконин,  произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку.

Е.Е. Кравцова  выделяет три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе.

В качестве показателей психологической готовности Н.Г. Саллина также выделила интеллектуальное развитие ребенка.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается на уровень развития интеллектуальных процессов.

К  указанным составляющим психологической готовности к школе  выделяется еще  развитие речи, так  как она тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Таким образом,  психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе: аффектно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.

Психологическую  готовность к обучению целесообразно рассматривать в единстве мотивационного, операционного и регулирующего компонентов. 

Таким образом, психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивизации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений с взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способно  обеспечить освоение школьной программы. 

    

                        

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».