30.09.2024
Многообразие подходов к определению готовности
детей к обучению в школе
Приходя в школу, ребёнок
не просто переступает порог, а переходит на новую общественно значимую
социальную ступеньку - становится школьником. Соответствие этой социальной роли
требует от ребёнка умения ориентироваться на систему правил, управлять собственным поведением.
Многие исследователи проблемы готовности к школе солидарны в том, что это один
из самых важных показателей. Если ребёнок не готов взять на себя роль ученика,
то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в
подчинении правилам школьной жизни. Центральным элементом принятия роли ученика
является выраженная учебная мотивация и
ее преобладание над игровой. Готовность к школе предполагает ориентировку в
правилах школьной жизни и умение взаимодействовать с новым социальным
окружением. Учебная деятельность в условиях массовой школы носит коллективный
характер, поэтому важно уметь общаться с
учителем и учениками, действовать в команде, поддерживая определенный темп
деятельности.
Важно,
чтобы во время обучения в школе,
ребёнок был счастлив, что зависит от готовности его к школе.
Стремление обучаться, способность
контактировать с ровесниками и старшими, умение разрешать трудные проблемы, стремление к
достижениям,
самодостаточности и ответственности – образующие этой готовности.
Понятие «психологическая
готовность к школе» широко распространено в психолого-педагогической
науке и образовательной практике. Оно является достаточно активно используемым
различными специалистами образовательных учреждений: воспитателями детских
садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными
педагогами и др.
Понятие «психологическая
готовность к школе» рассматривается как особый феномен в том смысле, что с ним
связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и
одновременно начало младшего школьного возраста.
Разные
авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец,
Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.)
предлагают различные структуры
психологической готовности к школе.
Известный
чешский психолог Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и
эмоциональный компоненты психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к
таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации,
выносливость, определённые уровни стремления к достижениям, развитие интересов,
развитие способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения.
Определяя
структуру психологической готовности к школьному обучению, российские психологи
исходят, прежде всего, из того, что она - многокомпонентное образование.
Л.И. Божович выделяла параметры психического развития ребёнка,
наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:
- определенный уровень мотивационного
развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
- достаточное развитие произвольного поведения
и интеллектуальной сферы.
Психологическая готовность, по её
мнению, складывается из определенного
уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов,
готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к
социальной позиции школьника.
А.В. Запорожец
разделял эту точку зрения. В психологическую готовность к школе включались: особенности
мотивации личности ребёнка, уровень развития познавательной,
аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов
волевой регуляции действий.
Из
вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая готовность - сложное
образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития сферы мотивационной,
интеллектуальной и сферы произвольности.
Е.Е. Кравцовой
был предложен другой подход к
определению структуры психологической готовности детей к школе. Основной упор она делает на роль общения в развитии ребёнка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к
сверстнику и к самому себе.
Важность
как структуры в целом, так и ее компонентов
заключается в том, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, легко
прошла адаптация к новым условиям, ребёнок
безболезненно вошёл в новую систему отношений.
Основные принципы общей
готовности:
- оптимальный объем показателей;
- непрерывность в развитии способностей,
возможностей ребёнка;
- понимание
готовности как способности к обучению, а не результата обученности в
дошкольном учреждении;
-
диалектика общего, частного и единичного в понимании уровня готовности.
Готовность к школьному
обучению или учебной деятельности в современных условиях рассматривается именно,
как готовность к школе. Согласно взгляду Е.Е. Кравцовой , проблема
психологической готовности к школьному
обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов
деятельности, от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход считается важным и существенным, однако
готовность к учебной деятельности не охватывает целиком феномена готовности к
школе.
По свидетельствам Л.И. Божович, готовность к обучению в школе
формируется из определенного уровня развития мысленной деятельности,
познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей
познавательной деятельности к социальной позиции школьника.
В настоящий период почти признанно то, что готовность к школьному обучению -
многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических
исследований.
Выделяются
три аспекта школьной зрелости:
- интеллектуальный
(дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость);
- эмоциональный (уменьшение импульсивных реакций и
возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание);
- социальный.
Тесты определения
школьной зрелости создаются на основании выделенных параметров.
Л.И. Божович наиболее важным в психологической
готовности ребенка к школе считает мотивационный план и выделяет две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные
мотивы учения
2. Мотивы, связанные
непосредственно с учебной деятельностью.
Мотивы способствуют
возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, которое Л.И. Божович
называет «внутренней позицией школьника». Данное новообразование
выражается в произвольном поведении ученика.
Как считал Д.Б.
Эльконин, произвольное поведение
рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на
более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку.
Е.Е. Кравцова выделяет три сферы - отношение к взрослому, к
сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень
готовности к школе.
В качестве показателей
психологической готовности Н.Г. Саллина также выделила интеллектуальное
развитие ребенка.
В отечественной
психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности
к школе акцент делается на уровень развития интеллектуальных процессов.
К указанным составляющим психологической
готовности к школе выделяется еще развитие речи, так как она тесно связана с интеллектом и
отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Таким образом, психологические сферы, по уровню развития
которых судят о психологической готовности к школе: аффектно-потребностная,
произвольная, интеллектуальная и речевая.
Психологическую
готовность к обучению целесообразно рассматривать в единстве
мотивационного, операционного и регулирующего компонентов.
Таким образом, психологическая готовность к
школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных
качеств: особенностей мотивизации, сформированности механизмов произвольной
регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и
речевого развития, определенного типа отношений с взрослыми и сверстниками.
Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы.