21.05.2024
Наблюдение, как сложная познавательная деятельность,
особенности её становления у детей дошкольного возраста.
Связь наблюдений с другими видами деятельности.
Наблюдение
– это
специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие
детьми объектов и явлений окружающей действительности. Целью наблюдений может
быть установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения объектов
природы, причин изменения и развития окружающих объектов, сезонных явлений.
Наблюдение связано со всеми методами экологического
образования детей: наблюдение иллюстративного характера (показ картин,
моделей); наблюдение в процессе выполнения практической деятельности в уголке
природы, наблюдение исследовательского характера (постановка опытов).
Чем определяется необходимость обучения
дошкольников умению наблюдать? Прежде всего, теми возможностями общего
умственного развития, которые представляет наблюдение. В процессе деятельности
наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные
процессы.
Наблюдение является активной формой чувственного
познания, обеспечивающей наглядно-образное отражение действительности,
способствует накоплению эмпирических знаний, обеспечивает их адекватность.
Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической
структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых предметов и
явлений (А.А. Люблинская). И хотя к старшему дошкольному возрасту' нарастает
тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), значение
наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом
возрасте. Наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и
обобщенные представления, а также элементарные понятия.
Наблюдение способствует выработке познавательных умений: умению полно и
разносторонне воспринимать предметы и явления, подмечать различие и сходство в
объектах, видеть изменение окружающих объектов и развитие явлений, устанавливать
причинные отношения и связи в окружающей действительности. Наблюдение является
основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать,
делать выводы.
Наблюдения способствуют выработке позитивной системы
ценностных ориентации и установок по отношению к окружающей среде. Они
учат экологической этике, помогают сделать первый шаг к оценке экологического
состояния и защите природных объектов.
В процессе наблюдений и их интерпретации развивается
устная речь детей. Постановка цели и задач наблюдения осуществляется в
речевой форме. Слово выступает как инструмент анализа, в слове находит свое
выражение результат наблюдения — суждение об объекте. Словарный запас
уточняется и обогащается на основе знакомства с новыми объектами.
Наблюдения развивают эстетические чувства, воображение
и фантазию, наблюдательность детей. Вместе с тем в процессе наблюдения
принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся
знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях. Наблюдения
связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его
результатом оказывает существенное влияние на его ход.
Содержание наблюдений в ДОУ определяется программами
и зависит от местных особенностей природы. Содержание наблюдений
дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей
дошкольников. В младшем дошкольном возрасте наблюдения способствуют накоплению
фактических данных об объектах и явлениях природы, об их свойствах и
качествах, формированию умений наблюдения. Дети знакомятся с отличительными
признаками сезонов, учатся узнавать и называть наиболее распространенные в
данной местности растения и животных. В старшем дошкольном возрасте наблюдения
направлены на выявление причинно-следственных зависимостей между предметами и
явлениями природы, на установление простейших закономерностей в природе,
подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам.
Важное значение в организации наблюдений имеет отражение
впечатлений от воспринятого в творческой продуктивной деятельности: ведение
календаря природы и погоды, рассказы детей, изобразительная деятельность и т.д.
Отображая в календаре происходящие изменения в неживой и живой
природе, дети учатся анализировать, устанавливать причинные связи между отдельными
явлениями природы, что подводит их сознание к простейшим формам обобщения и
классификации и тем самым способствует образованию более прочных и четких
представлений. Отражая воспринятое в рисунке, рассказе, ребенок тем самым
выражает свои представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и
глубже познает ее.
Метод наблюдения реализуется при сочетании его с
поисковой, исследовательской, экспериментальной деятельностью детей.