МАЙ 2024 "Наблюдение, как сложная познавательная деятельность, особенности её становления у детей дошкольного возраста. Связь наблюдений с другими видами деятельности.

21.05.2024

Наблюдение, как сложная познавательная деятельность,

особенности её становления у детей дошкольного возраста.

Связь наблюдений с другими видами деятельности.

 

Наблюдение  это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающей действительности. Целью на­блюдений может быть установление свойств и качеств, струк­туры и внешнего строения объектов природы, причин измене­ния и развития окружающих объектов, сезонных явлений.

Наблюдение связано со всеми методами экологического образования детей: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, моделей); наблюдение в процессе выполнения практической деятельности в уголке природы, наблюдение ис­следовательского характера (постановка опытов).

Чем определяется необходимость обучения дошкольников умению наблюдать? Прежде всего, теми возможностями общего умственного развития, которые представляет наблюдение. В процессе деятельности наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные процессы.

Наблюдение является активной формой чувственного по­знания, обеспечивающей наглядно-образное отражение дейст­вительности, способствует накоплению эмпирических знаний, обеспечивает их адекватность. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых пред­метов и явлений (А.А. Люблинская). И хотя к старшему дошко­льному возрасту' нарастает тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, а также элементарные понятия.

Наблюдение способствует выработке познавательных умений: умению полно и разносторонне воспринимать предме­ты и явления, подмечать различие и сходство в объектах, видеть изменение окружающих объектов и развитие явлений, устанав­ливать причинные отношения и связи в окружающей действи­тельности. Наблюдение является основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

Наблюдения способствуют выработке позитивной систе­мы ценностных ориентации и установок по отношению к окру­жающей среде. Они учат экологической этике, помогают сделать первый шаг к оценке экологического состояния и защите природных объектов.

В процессе наблюдений и их интерпретации развивается устная речь детей. Постановка цели и задач наблюдения осуще­ствляется в речевой форме. Слово выступает как инструмент анализа, в слове находит свое выражение результат наблюдения — суждение об объекте. Словарный запас уточняется и обога­щается на основе знакомства с новыми объектами.Хочу такой сайт

Наблюдения развивают эстетические чувства, воображе­ние и фантазию, наблюдательность детей. Вместе с тем в про­цессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях. Наблюдения связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существен­ное влияние на его ход.

Содержание наблюдений в ДОУ определяется програм­мами и зависит от местных особенностей природы. Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В младшем до­школьном возрасте наблюдения способствуют накоплению фактических данных об объектах и явлениях природы, об их свой­ствах и качествах, формированию умений наблюдения. Дети знакомятся с отличительными признаками сезонов, учатся узна­вать и называть наиболее распространенные в данной местности растения и животных. В старшем дошкольном возрасте наблю­дения направлены на выявление причинно-следственных зави­симостей между предметами и явлениями природы, на установ­ление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам.

Важное значение в организации наблюдений имеет отра­жение впечатлений от воспринятого в творческой продуктивной деятельности: ведение календаря природы и погоды, рассказы детей, изобразительная деятельность и т.д.

Отображая в календаре происходящие изменения в нежи­вой и живой природе, дети учатся анализировать, устанавливать причинные связи между отдельными явлениями природы, что подводит их сознание к простейшим формам обобщения и клас­сификации и тем самым способствует образованию более проч­ных и четких представлений. Отражая воспринятое в рисунке, рассказе, ребенок тем самым выражает свои представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже по­знает ее.

Метод наблюдения реализуется при сочетании его с поисковой, исследовательской, экспериментальной деятельностью детей.

 

 

                

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».