07.05.2024
«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Добрый день! Хотела бы с вами
поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской культуры через
народные игры.
Народные игры в детском саду являются неотъемлемой
частью физического и духовно-нравственного воспитания детей, вот почему каждый педагог должен уметь
использовать их в воспитательно-образовательном процессе.
Познание культуры своего народа
должно начинаться с самого раннего возраста, впитываться с молоком матери.
Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами.
Народные игры для
дошкольников - это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи
с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком; они приближают
ребенка к прекрасному, в естественной форме ненавязчиво учит ребенка быть
добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а
встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их
действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей
активной умственной деятельности.
В народных подвижных
играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной
сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все
коллективные народные игры учат детей
внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует
у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека,
способность к сотрудничеству, развивают нравственные качества:
честность, справедливость, выдержку, дисциплину и товарищество.
Вовлекая ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных
праздников, мы воспитываем детей физически и духовно здоровыми.
В своей работе я с большим интересом использую народные игры, они присутствуют в каждом досуге и
утреннике, так же педагоги с удовольствием переносят эти игры в свою образовательную деятельность в
группе. Предлагаю познакомится и вам.
Игра «Змея» для сплоченности коллектива
«Змея»
ходит перед игроками со словами:
Я
змея, змея, змея,
я
ползу, ползу, ползу.
Подходит
к одному из игроков:
–
Хочешь быть моим хвостом?
–
Хочу!
Идут
вдвоём:
Я
змея, змея, змея,
я
ползу, ползу, ползу.
Подходят
к другому игроку:
–
Хочешь быть моим хвостом?
–
Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её
«хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.
Базовая
русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать быстроту, ловкость,
глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе
цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к
другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за
друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка
должна быстро пройти между ними со словами «А на третий раз не пропустим вас»
ворота опускаются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными
воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила
игры: Игра
продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих,
опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Игра
«Шатер»
Участники игры делятся на 3-4
подгруппы. Каждая подгруппа образует круг
по углам площадки (зала). В центре каждого круга ставится стул, на котором висит платок с узорами. Дети
берутся за руки идут по кругу вокруг стульев, приговаривают:
Мы веселые ребята, Соберемся
все в кружок,
Поиграем и попляшем,
С окончанием стиха
дети перестраиваются в один общий круг. Звучит
русская народная мелодия. Взявшись за руки, дети подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки взрослый дает
команду: «Строим шатер!». Дети быстро
бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).
Выигрывает группа, которая
первая построит «шатер».