СЕНТЯБРЬ 2022 Консультация «О пользе чтения книг детям старшего дошкольного возраста»

26.09.2022

 

Консультация «О пользе чтения книг детям старшего дошкольного возраста»

 

Читать детям нужно, об этом знает каждый. Но как сориентироваться в многообразии художественной литературы, как выбрать книгу для чтения дошкольнику? На что обратить внимание при выборе книги для ребенка нарушениями речи?

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е., всего того, что составляет фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Детская книга способствует развитию речи, даёт образец русского литературного языка, готовые литературные формы, которые учится употреблять в своей речи ребёнок. В рассказах дети познают краткость, точность изложения мысли; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Чтение книг помогает расширять словарный запас ребенка, знакомит с образными выражениями, речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, интуитивно усваиваются грамматические формы, связь слов внутри фразы.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, в которой ребёнок учится сопереживать героям, создаётся эффект личного присутствия.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует принять во внимание, следующее моменты:

·              Прежде всего, подбирать литературу следует, опираясь на интеллектуальный уровень развития ребенка и его возраст.

·              Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте, чтобы в нужный момент он сам мог взять в руки книгу и изучить ее, выбрать книгу на свой вкус;Хочу такой сайт

·              Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Так же вызывают интерес книги о природе, животных, приключениях и т. д.

·              Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа, показывайте иллюстрацию к тексту.

·              В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий

·              Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку.

·              Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно. Здесь важно обратить внимание на личностные особенности малыша: подвижный, активный, шаловливый ребенок с большей вероятностью устанет быстрее, чем его тихий, спокойный сверстник.  Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.

·              Полезно читать детям на ночь вслух, причем независимо от того, умеют ли они читать сами. Для чтения на ночь рекомендуются интересные, но спокойные произведения, без неожиданных, волнующих поворотов сюжета, пугающих моментов и прочего.

·              Следует объяснять значение незнакомых слов, встречающихся в тексте. Полезно будет провести с ребенком небольшую беседу по прочитанному тексту, убедиться, всё ли он понял. Можно спросить, понравилась ли ему книга, что было самым интересным, как бы ребенок поступил на месте главного героя и т.д. Организуйте театрализованную игру по мотивам книги: разыграйте происходящие события с помощью игрушек, бумажных кукол, предметов обихода и т.п. Ребенку это будет интересно.

Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка, развитию речи малыша. Дошкольный возраст – благоприятное время для приобщения ребёнка к художественной литературе.

 

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет: 
Русские народные сказки:  Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. 
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. 
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».