ИЮНЬ 2022 "ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА"

29.06.2022

ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Виды художественно-речевой деятельности

1.    Восприятие

2.    Воспроизведение

3.    Словесное творчество

Восприятие (слушание) произведений художественной литературы и фольклора.

В процессе восприятия художественного произведения ребёнок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. В основе процесса восприятия лежит не интеллектуальный процесс постижения содержания художественного образа, а эмоциональное переживание, когда после прослушанного текста ребенок всецело находится под его влиянием художественного произведения. Именно поэтому, закладывая в дошкольном возрасте у ребенка основы читательской деятельности, необходимо развивать его умения, связанные, в первую очередь, с переживаниями, воображением, образным мышлением, то есть с эмоционально-образной деятельностью: воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки), созданные авторским словом; сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир чувств и настроений. 

Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.

 

Воспроизведение (выразительное чтение произведения (стихотворения), игры-драматизации, пересказ прочитанных произведений, воспроизведение авторского текста по иллюстрациям и т.п)

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.Хочу такой сайт

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

         Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В играх-драматизациях ребенок, находясь в позиции «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности, при этом особое внимание обращая на чувства, настроения героев, осваивая способы их внешнего выражения, осознавая причины того или иного настроя. Опора при ознакомлении дошкольника с художественным произведением на опыт, полученный в результате «бывания» в разных позициях, внутренние действия, связанные с данным опытом, перевод этих внутренних действий во внешние – все это способствует не только более глубокому постижению художественного произведения, но и литературному развитию ребенка в целом. 

         Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

          Огромную роль в развитии творческого потенциала детей и овладении ими умением проникать в мир чувств персонажей играет пересказ от лиц разных героев. Это, безусловно, сложный вид работы для детей: им надо не просто воспроизвести авторский текст, а в процессе пересказа перестроить его, описать события так, как их увидели бы разные персонажи. Для этого необходимо понимать индивидуальность каждого персонажа, мотивы его поступков, его эмоциональное состояние. Но в этом случае получившийся у ребенка текст будет основан на более ярких образах-представлениях. Данный вид пересказа лучше всего готовит детей к словесной творческой деятельности. 

 

Словесное творчество (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.)

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

          И здесь, как отмечает большинство исследователей, несмотря на то, что словесное творчество очень интересно детям, их творческие рассказы отличаются несовершенством как самого замысла, так и его воплощения. Ряд ученых видит причину в том, что дошкольники обладают слабым запасом представлений, их фантазии зачастую оторваны от действительности, у них слабо развито умение комбинировать свои представления. Это приводит к тому, что дети часто не могут воплотить свой замысел, подчинить работу своего воображения теме творческого рассказа. К тому же они не умеют в силу своих возрастных особенностей письменно излагать свои мысли, вносить исправления в свой текст с целью его совершенствования.

Как показывают исследования хотя детские сочинения различаются по продолжительности, в большинстве их ребенок не может закончить начатую сказку, что свидетельствует об отсутствии первоначального замысла; при стилистическом оформлении своего текста лишь некоторые дети используют средства выразительности (в основном сравнение, гиперболизацию), в то же время большинство детей применяет традиционную для сказки тройственность действия героев, использует сказочные зачины и концовки.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».