16.02.2022
Консультация «Почитай мне
мама книжку»
Учёными установлено, что
ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас,
так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то
новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные
жизненные уроки. А как выбирать полезные и интересные книги для малышей разного
возраста.
Хорошая
книжка для маленьких должна отвечать следующим требованиям:
- она лёгкая - у малыша должно хватать сил
на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки;
- прочность ей обеспечивает обычный или
ламинированный картон;
- размер книжки небольшой ребёнок должен
иметь возможность «играть» с ней самостоятельно;
- в книге крупные, яркие картинки и
немного мелких отвлекающих деталей;
- печатный текст - только крупный, фразы -
чёткие и лаконичные (Если страница представляет собой яркую картинку, текст
должен располагаться на светлом фоне);
- обратите внимание на наличие
гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или
обложке). Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Примерно с года (а при
желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В
этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать яркими
характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес
к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение -
вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать
события.
Многим детям нравятся
книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д.
Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде
всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите
количество книг - игрушек к минимуму.
Если у родителей есть
большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный
не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к
тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что
если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на
эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию
чтением.
Простейшие книжки можно
делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие
тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу
осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и
формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Чем старше ребенок, тем
шире становится круг его чтения. Задача родителей - постараться расширить
детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился
ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже когда ребёнок
научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может
читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о
написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий
смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.