ФЕВРАЛЬ 2022 "Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

28.02.2022

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

                   

 

 Утренняя гимнастика – традиционная,  ритмическая, игровая, сюжетная, с использованием полосы препятствий, с использование простейших тренажеров, бег – ежедневно в помещении или на открытом воздухе

     Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

 Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

         Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

 Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

 

НОДТрадиционное (классическое занятие) – круговая тренировка;

занятие тренировочного типа для отработки определённых движений или упражнений;  комплексное занятие, объединенное одним игровым сюжетом и включающее задания по развитию речи и музыкального номера; обучающее занятие, на котором разучиваются новые упражнения; занятия-соревнования, построенное на командных играх и играх-эстафетах; двигательные рассказы; сюжетно-игровые занятия; занятия ритмической гимнастикой; самостоятельное занятие по интересам; занятие с использованием тренажёров;  контрольное занятие, направленное на выявление отставания в развитии моторики ребёнка и пути их устранения. – 3раза в неделю, одно занятие на улице.

На занятиях физической культурой решаются и воспитательные задачи; они очень разнообразны. Основными из них являются воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств, выработка потребности и привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Физические упражнения оказывают разностороннее влияние на развитие ребёнка. По словам известного врача-педиатра, гигиениста Л. И. Чулицкой, движения являются фундаментом его развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировки в ней, с образованием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Всё это способствует совершенствованию психических свойств ребёнка, его всестороннему развитию

         Влияние физкультуры на здоровье ребенка:

·        улучшает обмен веществ;

·        регулирует состав крови;

·        благоприятно влияет на физическое и психическое развитие;

·        тренирует сердечно сосудистую систему;

·        является профилактикой ряда заболеваний, в том числе и опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз и так далее);

·        повышает иммунитет;

·        способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию;

·        учит самодисциплине и развивает полезную привычку;

·        улучшает внимание и познавательные способности детей.

 

Двигательная разминкаСостоит из 3-4 игровых упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалок, кегле, мячей, обручей, ракеток. В конце проводятся различные дыхательные упражнения - ежедневно, во время большого перерыва между занятиями.

Назначение двигательной разминки заключается в предотвращении утомления у детей и снятия эмоционального и физического напряжения в процессе умственной деятельности. Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями и занимает 10-12 минут. Упражнения подбираются с учетом различного уровня двигательной активности детей и должны быть хорошо известны, просты по содержанию. Двигательная разминка может состоять из 3-5 игровых упражнений, подвижной игры, эстафеты, заканчивать разминку предпочтительнее дыхательными упражнениями.

 

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика занимает важное место в оздоровлении детей. Из-за малой подвижности, плохих экологических условий, не правильного образа жизни, дети часто страдают хроническими болезнями дыхательных путей (ринит, тонзиллит, аденоид). Это приводит к тому, что дети начинают дышать ртом, что в свою очередь  приводит к заболеваниям горла, легких, бронхов. Дыхательная гимнастика направлена на то, чтобы научить детей вдыхать носом, удлинять выдох. Это помогает улучшить процесс дыхания, очистить органы дыхания, обеспечит возможность правильного вдоха.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, мозга, нервной системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют профилактике болезней дыхательных путей, воспитанию правильного речевого дыхания, тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

- заниматься до еды;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

 

Физкультминутка – Упражнения общеразвивающего воздействия,

подвижная игра, дидактическая игра с разными движениями, танцевальные движения и игровые упражнения. Действие может сопровождаться текстовкой. - Проводится воспитателем по мере необходимости во время НОД.

Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Они направленны на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения их внимания, предупреждение нарушений осанки то есть на оздоровление организма детей.

           Это упражнения, составленные из разных движений, направленных  на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, дыхательные гимнастики  упражнение для глаз.

             Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

 

Динамический час - подвижные игры с разной интенсивностью;

игры- эстафеты; сюжетные двигательные задания; командные спортивные игры;  самостоятельные занятия детей на комплексах и тренажёрах, и др. - Отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.

Активизация   двигательной деятельности  детей;

развитие двигательных способностей: ловкости, силы, выносливости;  развитие коммуникативных качеств. Динамический час необходим для формирования двигательных навыков.

 

Бодрящая гимнастика после дневного сна - разминка в постели; О.Р.У.;  подвижные игры и танцевальные движения;  релакционные упражнения; «дорожка здоровья» (солевая дорожка, массажные коврики, перепрыгивание через различные предметы). – Ежедневно.

Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение.

         Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Хочу такой сайт

Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Ходьба босыми ногами по неровной поверхности стимулирует биологически активные точки на стопах, снимает напряжение в мышцах, предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей.

 

Прогулки-походы - переход к месту отдыха с преодолением различных естественных препятствий;  наблюдение в природе и сбор различного материала;  беседа с использованием художественного слова и различных слов к детям;  выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, насекомых, зверей);  подвижные и дидактические игры; физкультурное занятие или комплекс игр и физкультурных упражнений; комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимый в игровой форме;  упражнения на природной полосе препятствий; самостоятельные игры; игровые упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей. - 2-3 раза в месяц. В первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие.

В процессе прогулок укрепляется здоровье детей. В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей.

Физические нагрузки необходимы ребенку: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья.    Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки -походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок.

Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки.

Одной из задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.

 

Логоритмическая гимнастика - дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; подвижная игра; общеразвивающие игры; массаж и самомассаж; психотерапия; музыкотерапия. - Используется на физкультурных и музыкальных занятиях, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастике после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках и досугах. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, загадок способствуют формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям.

Логоритмика – одно из наиболее эффективных средств речевого оздоровления, музыкально-ритмического и физического воспитания детей дошкольного возраста. Ее цели и задачи очень велики. Это - приобретение и формирование двигательных умений и навыков посредством ритмических движений, согласованных со словами и музыкальным сопровождением.

Логопедическая ритмика используется не только как инструмент в работе по развитию речи, но и способствует обучению детей согласованности движений с музыкой, быстроте реакции, образному мышлению и формированию двигательной культуры. Развивается пространственная организация движений, общая и тонкая моторика, мимика.

Применение последовательных логоритмических упражнений и игр требует от детей организованности, внимания и сообразительности. Это способствует совершенствованию умственных способностей ребенка.

При распределение этапов занятия логоритмикой учитывается возраст детей, психологические особенности и физиологические возможности.

Слова, движения и музыка используются в логоритмике в разных сочетаниях, но вместе они упорядочивают и формируют двигательную деятельность ребенка, благотворно влияют на его личностные качества, содействует развитию творческих способностей и выразительности действий.

Речевые упражнения необходимо произносить четко, чтобы ребенок понял, как именно нужно соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Объяснять и показывать упражнения нужно так, чтобы ребенок без труда мог повторить его, сначала «по показу», а затем самостоятельно, ритмично проговаривая слова.

Музыкально-ритмические движения выполняют также расслабляющую функцию, помогают снять утомление и умственное напряжение. Ритм, который посылает мозгу музыкальное сопровождение, снимает нервную перегрузку. Веселые танцевальные движения помогают общению детей и снимают психологическую нагрузку.

Занятия логоритмикой – это привлекательная форма обучения для дошкольников, так как большинство из них проводится в форме игры. И это облегчает процесс запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Логоритмические упражнения прекрасно сочетаются с игровым самомассажем, пальчиковой гимнастикой и т.  д.

Пальчиковая гимнастика не только развивает, но и лечит. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самомассаж проводится с  целью закаливания и оздоровления детей, для снятия мышечного напряжения, для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, для создания чувства радости и хорошего настроения.

 

   Самостоятельная двигательная деятельность - разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями; парные и совместные игры; показ новых движений и игр; показ вариативного использование спортивного инвентаря; совместное строительство «полосы препятствия»;  сюжетно-ролевые игры. - Ежедневно под руководством воспитателя (в помещении или на открытом воздухе).

Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Ребенок действует в этой деятельности независимо от взрослого.  Все это заряжает его положительными эмоциями. Поэтому важно организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности.

 

   Подвижные игры и физические упражнения на прогулке - активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами игры; самостоятельные, групповые, совместные игры; игры малой подвижности; игры с элементами спортивных упражнений, на развитие ловкости, быстроты движений, скорости, внимания, координации;  игры с предметами; преодоление полосы препятствий; подвижные игры соревновательного характера, игры-эстафеты. - Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учётом уровня двигательной активности детей.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физических нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению костно-мышечной и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций и органов.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивление организма к различным заболеваниям.

При нормальной нагрузке, полученной ребёнком в игре, дыхание его учащается, лицо розовеет, настроение бодрое.

 

   Оздоровительный бег - бессистемная пробежка вокруг детского сада или спортивной площадки;  спортивная ходьба. - Два раза в неделю во время утренней прогулки.

Бег – эффективное средство развития многих функций организма:

·        бег приводит в форму все группы мышц: при беге работают не только икры и бедра, но и пресс, руки, шея;

·        тренировка сердечнососудистой системы. Тренируется сердце, улучшается кровообращение, а, следовательно, и снабжение органов кислородом;

·        бег благотворно влияет на иммунную систему, центральную нервную систему;

·        бег способствует закаливанию, если совершать пробежки на свежем воздухе;

·        бег развивает личные качества, такие как самоконтроль, целеустремлённость, выносливость.

 

     Индивидуальная работа по развитию движений - игровые упражнения индивидуально характера на развитие быстроты, скорости;  элементы спортивных упражнений. - Ежедневно (во время дневной и утренней прогулки).

Повышать степень устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Учить детей сохранять правильную осанку, способствовать пропорциональному развитию всех групп мышц.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

 

   Неделя здоровья - беседы, спортивные игры, обсуждения, соревнования, спортивные развлечения;  выпуск газет на тему ЗОЖ;

консультации для родителей. - 2-3 раза в год.

Пропаганда здорового образа жизни среди родителей способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей: занимаются с ними физкультурой, выполняют элементарные самомассажи, корригирующую гимнастику, записывают детей в спортивные секции.

 

 Физкультурный досуг - спортивно-театрализованное развлечение; сюжетная игра;  игровое занятие по русской народной сказке;  игра- путешествие. - 2-3 раза в месяц.

Одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

 

   Физкультурно-спортивные праздники - весёлые старты; малые олимпийские игры; развлечения. - 2-3 раза в год (на открытом воздухе или в зале).

Способствует совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

 

   Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада - анкетирование родителей:  «Сотрудничество детского сада и семьи при проведении физкультурных мероприятий»; сбор сведений о составе семьи и проживающих вместе, анализ медкарт и мониторинг уровня психофизического развития каждого ребёнка;  создание родительских уголков, папок-передвижек «Здоровый ребёнок»; спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья»;  физкультурные досуги по ОБЖ. - Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, неделя здоровья, туристических походов, посещение открытых занятий.

   Способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Настраивают на совместную двигательно-игровую деятельность детей и их родителей. Формируют у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье; оказывают практическую помощь в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка.

   Устанавливают эмоционально-тактильный контакт с детьми, помогают родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с детьми деятельности; понять полезность занятий вдвоем.

   Развивают межличностное общение ребенка с взрослым.

   Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного подхода к родителям по существу и есть основной принцип работы ДОУ с семьёй!

   Даже самая современная физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ не принесёт положительных результатов, если она не будет реализована совместно с семьёй!

«Сотрудничество – надолго оставшееся богатство не только для родителя ребёнка, но и для общества в целом». Э. Эриксон.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».