25.07.2019
«Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
«Истоки способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки.
Которые питают источник творческой мысли».
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
В.А.Сухомлинский.
Жизнь ребёнка-это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика – это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастики важна для ребенка с самого его рождения. Ребенку необходима ласка взрослого и его присутствие. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, нужно разговаривать с ним. Рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластичность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика используется на всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.
Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.
1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш у3чится концентрировать и правильно распределять свое внимание .
4. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. Пальцы приобретают силу и гибкость. Что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.
Пальчиковые игры.
СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
ЁЛОЧКА.
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражнение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!
ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик).
ШАРИК.
Надуваем быстро шарик -
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел - ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.
Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них - пальцы принимают форму шара. Воздух выходит - пальцы в исходное положение.