22.10.2021
Повышение
уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода
песочной терапии
Актуальность адаптации
детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это
связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в
него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих
реакций ребенка.
Как известно,
адаптационные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий
переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом
состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития .
Возникает потребность
в создании и разработке целостного
набора средств, приемов и
методов, совокупность которых бы
способствовала эффективному
повышению адаптационных
возможностей и содействовала снятию
стрессового состояния.
Использование методов
песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и
естественным способом развития и само терапии.
Взаимодействуя с
песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к
детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в
песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им
пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны»,
ребёнок входит в диалог с окружающим
миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и
научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков
психофизической адаптации.
Песочная терапия для
ребенка – возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей,
предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые
иногда трудно передать словами.
Песко терапия способна
помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При
этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.
Пескотерапия это, по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться
строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и
чувства.
Песочная терапия
требует определенные условия для своей реализации:
• организация
предметно-развивающей среды в ДОУ,
• осуществление
коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и
сверстниками,
• создание единого
ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания
сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение
и укрепление здоровья детей;
Через игру в песок у
ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а
также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее
устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для
ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что
укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком
происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как
ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки.
Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных
возможностей.
3. В песочнице,
взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро
осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с
миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую
ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные
способы поведения.
5. Педагог становится
для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире
и самом себе в этом мире.
Игры с песком
используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой
работы во время прогулки на игровой площадке и в качестве индивидуальных
занятий.
Оборудование
«мини-песочницы»:
1. Водонепроницаемый
деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть
голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для
индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных
тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный
песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового
материала:(лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые
формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в
песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие
пуговицы, одноразовые соломки для коктейля).
Все игры, упражнения в
песке осуществляются с помощью игрушки-посредника Песочного зайчика. Данную
игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях
на занятиях в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила
поведения, запреты и поощрения.
В результате работы над
опытом было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с
песком, которые мы используем при составлении занятий.
Во время проведения
занятий с использованием пескотерапии, мы применяем такие формы работы с
детьми, как:
1. Сюжетные игры –
«Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую
постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки,
травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди
предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные
следы».
3. Дидактические
игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок
– лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование:
«Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке –
предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям
и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
В результате
использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:
-значительно повышается
общий эмоциональный фон;
-снижается уровень
тревожности;
-быстрее происходит
восстановление всех нарушенных навыков;
-повышается
познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия
совзрослыми и
сверстниками;
-усиливается
самостоятельность ребенка;
-развивается тактильная
чувствительность, мелкая моторика;
-более гармонично и
интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память
и мышление), а так же речь и моторика.
Итак, игра с песком,
особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и
естественным способом самотерапии.