19.10.2021
Су-джок
терапия,
как
средство оздоровления и развития дошкольников
В настоящее время идёт
постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов
оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Одним из
таких методов является Су-Джок терапия.
Использование Су-Джок
терапии в работе с детьми открывает большие возможности в формировании ценности
здорового образа жизни.
Важно научить детей
самих заботиться о своем здоровье, воспринимать жизнь и здоровье как величайшую
ценность, развивать личностные качества, способствующие познанию себя,
управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.
Целью работы является
общее укрепление организма воспитанников посредством применения Су-Джок
терапии.
Задачи:
- сохранять и укреплять
физическое и психическое здоровье;
- развивать координацию
и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- создавать
эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
- вовлекать родителей в
совместную педагогическую деятельность.
Инновационность деятельности состоит в создании системы
применения Су-Джок технологии, направленной на оздоровление детей и развитие
мелкой моторики дошкольников.
Что такое Су-Джок
терапия? Это одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, созданная
южнокорейским профессором Пак Джэ Ву.
В переводе с корейского
языка Су-кисть, Джок – стопа. Профессор называл кисти и стопы пультами
дистанционного управления здоровьем человека.
Одним словом, Су-Джок
терапия – это точечное воздействие на кисть и стопу. На них в строгом порядке
располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и
участкам тела.
Практика показывает,
что использование массажеров Су-Джок в обычных группах эффективно в качестве
профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников.
Оздоровительный эффект
основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия, иными словами на кистях и стопах
располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам
тела. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на
соответствующий этой точке орган человека.
Регулярное воздействие
на биологически активные точки рук и стоп способствует активации защитных
функций организма.
Достоинства Су – Джок:
- высокая эффективность
– при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная
безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не
эффективно;
- универсальность –
Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в
домашних условиях.
Эта система настолько
проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз
понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду -
симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может
принести.
Работу с детьми
начинают с того, что рассматривают строение тела человека и кисти руки,
находят, что они подобны. Если опустить руку ладонью вниз, то большой палец –
это голова, средний и безымянный – ноги, указательный и мизинец – руки.
Почему же кисть так
подобна телу? Природа не случайно создала тело и кисть руки похожими, что это
своеобразный пульт, с помощью которого можно лечить человека.
На начальном
периоде применяют Су-Джок массажеры в виде массажных мячиков.
Массажные мячи имеются
разных размеров (малые, средние, большие). Все они яркие, легкие, прыгучие,
что, несомненно, притягивает внимание детей, мотивирует на занятия с ними.
Ожидается, что
систематическое занятие с детьми Су-Джок положительно скажется не только на
здоровье и настроении ребят, но и
поспособствует развитию мелкой моторики и речевой активности.
Су-Джок - это в первую
очередь, самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и
положительно сказывается на их самочувствии. Эту работу можно проводить перед выполнением заданий,
связанных с изобразительной деятельностью, в течении 2-3 минут для того, чтобы
снять напряжение и подготовить пальчики к работе, во время динамической паузы,
в качестве бодрящей гимнастики после сна, в театрализованной деятельности, в
индивидуальной работе с детьми. Использование Су-Джок терапии помогает организовать образовательную деятельность
интереснее и разнообразнее, создаёт благоприятный комфорт детям во время игровой
образовательной ситуации.
С помощью мячей
«ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает
благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики
пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Во время таких занятий
необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,
настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие приносило детям
только положительные эмоции.
Примерные виды
упражнений, которые рекомендуется
использовать в работе:
Пальчиковая
гимнастика
Использовать можно небольшие мячики, шарики.
Они легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывают из рук.
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой
поладить!
(Катаем мячик между
ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)
Упражнения с
массажным большим мячом.
Месим, месим тесто
(сжимаем мяч)
Есть в печи место.
(перекладываем в др. руку)
Испечем мы каравай!
(Сжимаем обеими руками)
Перекладывай, давай
(катаем между ладошками)
Разыгрывание знакомых
сказок или сочинение новых.
Жил да был ежик в лесу,
в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей
норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Покатился ежик по
прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился -
катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме
круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик
между ладошками)
Стал цветочки нюхать
(прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг
набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал
дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под
большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и
укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы:
подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).Захотелось
ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как
понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки
(каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
С уверенностью можно
сказать, что терапия оказывает положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья детей.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и
упражнения должны проводиться систематически.
Вывод: Су-джок терапия - мировое достижение восточной медицины.
Недаром говорят, что все гениальное исключительно просто. Детям нравится
массировать пальцы и ладошки, играть с маленьким «шариком – ежиком». Это
оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а
также способствует развитию мелкой
моторики пальцев рук, тем самым, активизируя и развивая речь детей.
Используя мудрость
природы, мы сможем помочь нашим детям более качественно и эффективно!