31.05.2021
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКая
ГОТОВНОСТь
ДЕТЕЙ 6 -7
лет К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Приходя в школу,
ребёнок не просто переступает порог, а переходит на новую социальную ступеньку
– становится школьником. Это требует от ребёнка умения ориентироваться на
систему правил, управлять собственным поведением. Многие исследователи проблемы
готовности к школе солидарны в том, что это один из самых важных показателей.
Если ребёнок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся
проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни.
Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная
мотивация и ее преобладание над игровой. Готовность к школе предполагает
ориентировку в правилах школьной жизни и умение взаимодействовать с новым
социальным окружением. Учебная деятельность в условиях массовой школы носит
коллективный характер, поэтому важно уметь общаться с учителем и учениками,
действовать в команде, поддерживая определенный темп деятельности.
Стремление обучаться, способность контактировать с ровесниками и
старшими, умение разрешать
трудные проблемы, стремление к
достижениям самодостаточности и
ответственности – образующие социально-психологической
готовности.
Социально-психологическая
готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они
могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Приходя в школу, класс, ребёнку
очень важно обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений
с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать
совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный
компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении
подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности
справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Социально-психологический
компонент школьной готовности включает ряд подструктур:
- коммуникативную
компетентность (компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и
понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт, как со своими
сверстниками, так и с взрослыми).
- социальную компетентность (знание норм и правил
поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним;
реализация этих знаний на практике);
-
языковую компетентность (уровень речевого развития, который позволяет человеку
в процессе общения свободно использовать свои знания о языке).
К важнейшим показателям социальной готовности также
относятся:
- желание ребёнка учиться, получать новые знания,
мотивация к началу учебной работы;
- умение считаться с другими, уступать и
подчиняться им по необходимости;
- умение понимать и выполнять распоряжения и
задания, которые дают ребёнку взрослые;
- навык сотрудничества;
- старание довести начатую работу до конца; умение
приспосабливаться и адаптироваться;
- способность самому решать свои простейшие
проблемы, обслужить себя.
Рассмотрев важные составляющие социально-психологической
готовности к обучению в школе, можно
сделать вывод, что она является важным компонентом воспитания и обучения
дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой
требований, которые школы предъявляет ребенку. Это требования заключаются в
необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного
управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее
сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками
взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.