30.04.2021
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и
поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого
потенциала. Творчество рассматривается современными учёными, как деятельность
высшего уровня. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все
разнообразнее и сложнее. Стремительные изменения в различных сферах современного
общества ставят перед образованием принципиально новый социальный заказ -
превратить процесс обучения в мощный фактор развития творчески мыслящих учащихся,
обладающих нестандартным мышлением.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем
успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые
проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов
работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно -
продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в
собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое,
необычное. Нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной
стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку
овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные
техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной
пеной, свечой и т.д.).
На занятиях по изобразительной деятельности необходимо использовать
нетрадиционные техники изображения, учитывать их коррекционную значимость.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений
детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов
действий с ними.
Используя и комбинируя разные способы изображения
в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику
использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными
техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок
получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые
неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и
колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Нетрадиционная техника не позволяет
копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества,
самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет
важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не
конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в
себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе,
целенаправленность деятельности.
Основными формами
организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и
кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным
содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный
подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно
построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
·
Так, для детей младшего
дошкольного возраста подходит пальчиковое рисование. В процессе работы активизируется развитие психических процессов,
совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти),
зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
·
В этом
возрасте дети также неплохо справляются с рисованием методом тычка. Для этого достаточно
взять любой подходящий предмет, например ,ватную палочку, опустить в краску и
точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствии с
задуманным рисунком.
·
Техника сухой кисти (можно использовать
губку). Использовать можно для создания художественных и
декоративно-прикладных работ. Материалы: гуашь должна
быть густой, жёсткая кисть, губка.Процесс рисования: самое главное - кисть не
нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При
нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс
расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Используя губку можно
добиться красивых плавных переходов от одного цвета к другому.
·
Осенью, гуляя с детьми на участке, можно собрать листья с
разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины
– букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.
·
В старшем
дошкольном возрасте дети могут
освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно
увидеть разнообразие сюжетов и образов
·
Далее следует предложить технику монотипии (получения
изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск
изображения).
Монотипия – уникальная техника,
сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы -
матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и
живописной графикой.
Чтобы нарисовать картину в технике
монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя
задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо
работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда
картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и
аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.
Теперь необходимо аккуратно снять лист с
поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая
плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень
неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.
Когда отпечаток слегка подсохнет, его
дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие
пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.
·
В старшем дошкольном возрасте дети познакомились с зеркалом
для копирования «Зазеркалье». Экран для копирования "Зазеркалье" -
занимательная обучающая игра, которая развивает навыки рисования и позволяет с
помощью "волшебного" экрана сделать копию с оригинала изображения.
Экран изготовлен из специального стекла с эффектом прозрачного зеркала. Установите
экран на подставки, с левой стороны положите копируемый рисунок, а с правой
чистый лист бумаги. Если посмотреть сквозь экран со стороны копируемого
рисунка, то на чистом листе бумаги вы увидите его копию, которую можете
повторить с помощью карандаша, фломастера или ручки, а затем раскрасить.
Результаты работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст
является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития
недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и
нетрадиционных методов и приемов.
2. Показатели уровня
развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и
кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились
качественно и количественно.
3. Уровень развития
творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной
деятельности.
4. Применение
нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой
моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе
бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости,
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,
эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
В результате было выявлено ,что
нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние
на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, мелкой моторики,
формирование психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие
и мышление.