АПРЕЛЬ 2021 "Нетрадиционные техники для развития творческих способностей детей "

30.04.2021

3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-0.jpg

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Творчество рассматривается современными учёными, как деятельность высшего уровня. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Стремительные изменения в различных сферах современного общества ставят перед образованием принципиально новый социальный заказ - превратить процесс обучения в мощный фактор развития творчески мыслящих учащихся, обладающих нестандартным мышлением. 

 Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д.).

На занятиях по изобразительной деятельности необходимо использовать нетрадиционные техники изображения, учитывать их коррекционную значимость. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Используя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

·        Так, для детей младшего дошкольного возраста подходит пальчиковое рисование. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

·         В этом возрасте дети также неплохо справляются с рисованием методом тычка. Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ,ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствии с задуманным рисунком.

·        Техника сухой кисти (можно использовать губку). Использовать можно для создания художественных и декоративно-прикладных работ. Материалы: гуашь должна быть густой, жёсткая кисть, губка.Процесс рисования: самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Используя губку можно добиться красивых плавных переходов от одного цвета к другому.

·        Осенью, гуляя с детьми на участке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

·        В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов

·        Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).Хочу такой сайт

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

·        В старшем дошкольном возрасте дети познакомились с зеркалом для копирования «Зазеркалье». Экран для копирования "Зазеркалье" - занимательная обучающая игра, которая развивает навыки рисования и позволяет с помощью "волшебного" экрана сделать копию с оригинала изображения. Экран изготовлен из специального стекла с эффектом прозрачного зеркала. Установите экран на подставки, с левой стороны положите копируемый рисунок, а с правой чистый лист бумаги. Если посмотреть сквозь экран со стороны копируемого рисунка, то на чистом листе бумаги вы увидите его копию, которую можете повторить с помощью карандаша, фломастера или ручки, а затем раскрасить.

Результаты работы  позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

В результате  было выявлено ,что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют  развитию интеллекта, мелкой моторики, формирование психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-1.jpg

3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-2.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-2.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-3.jpg
3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-4.jpg
 3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-5.jpg

3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-6.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-7.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-8.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-10.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-9.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-11.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-11.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-12.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-13.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-14.jpg3200faddcea893fd2c571cefaad694e9-15.jpg
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».