15.03.2021
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности
дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.
Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира В
процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?),
почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый
— не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что
позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может
послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Нам хотелось бы, чтобы вы,
родители, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед
ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что
он узнал».
Вот несколько советов для вас по развитию
поисково-исследовательской активности детей:
Чего нельзя и что нужно делать для
поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию:
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка,
даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может
лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от
совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в
обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений
сковывают активность и самостоятельность ребенка.
• Не следует бесконечно указывать на ошибки
и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к
потере всякого интереса к этому виду деятельности.
• Поощрять любопытство, которое порождает
потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в
исследовании.
• Предоставлять возможность ребенку
действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с
ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое,
потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то
запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите
определить, что можно или как можно.
• с раннего детства побуждайте малыша
доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и
активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности
ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого
результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о
результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение
формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Дома можно организовать несложные опыты и
эксперименты, такие как: «Мыльные пузыри», «Делаем творог», «Утопи и съешь» (с
апельсинами), «Греет ли шуба?», «Упорная воронка», «Сортировка» (перец, соль,
воздушный шарик), «Гибкая вода» и др.
Для этого не требуется больших усилий,
только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Родители должны знать, что
любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего
возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу
гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома
из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями
членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя
естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая
ребенка...).
Из любого ответа вытекает очередной
вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате
чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной
литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его
вопросы.
26.02.21г. Воспитатели
группы №7.