13.01.2021
Как
правильно хвалить ребенка
Наказание и поощрение — два основных инструмента, с
помощью которых родители могут влиять на поведение ребенка. При этом наказывать
хорошие родители не любят и делают это неохотно. А вот хвалить ребенка,
казалось бы, легко и приятно. Но выбрать форму похвалы и использовать ее так,
чтобы она принесла пользу, не так-то просто. За что и как хвалить ребенка и
почему это важно?
Любому человеку приятно услышать похвалу в свой адрес.
Считается, что она нас стимулирует, помогает развиваться, двигаться дальше. Но
когда речь идет о детях, специалисты полагают, что поощрение — неоднозначное
средство воздействия. Оно может как помогать ребенку, развивая в нем лучшие
черты, так и вызывать внутренние конфликты и эмоциональное напряжение, поощрять
негативные стороны личности.
Зависимость от похвалы
Может случиться так, что ребенок будет постоянно ждать
одобрения окружающих и ориентироваться только на него.
Ребенок любой ценой старается получить похвалу,
сосредоточивается на результате и постепенно перестает получать удовольствие от
процесса. Похвала становится единственным стимулом, чтобы что-то делать.
Такое развитие событий возможно, когда взрослые
постоянно оценивают деятельность ребенка: нарисовал рисунок — молодец, доел
кашу — хороший мальчик, убрал игрушки — порадовал маму. Оценочная похвала может
стать средством манипуляции поведением ребенка.
Возможна и другая крайность, когда родители не
обращают внимания на мелкие повседневные достижения ребенка. Они воспринимают
убранные игрушки, «спасибо» незнакомому человеку или вымытую после обеда
тарелку как нечто само собой разумеющееся: «Ведь именно так ведут себя
воспитанные дети, что тут особенного!»
Поступок или качество, не замеченные взрослыми,
перестают иметь ценность для ребенка. При этом почти в каждом детском поступке
можно найти что-то хорошее. Любое, даже самое незначительное на первый взгляд,
положительное действие ребенка стоит отмечать и говорить ему об этом. Внимание
со стороны родителей помогает ребенку чувствовать себя ценным, интересным для
взрослых, вовлеченным в жизнь семьи.
Похвала с точки зрения теории жизненных
установок
Психолог Кэрол Дуэк на основе ряда исследований
описала систему внутренних убеждений, влияющих на поведение и способы
достижения целей. По ее мнению, и у детей, и у взрослых бывают установки двух
видов: установка на данность и установка на рост. Тип нашей установки во многом
определяет жизненный путь: к чему человек стремится, видит ли смысл в усилиях,
как оценивает успех и неудачу.
*Установка на данность, или фиксированное сознание
Для человека с фиксированным сознанием успех в первую
очередь зависит от ума и других качеств и способностей, которые заложены в нас
от рождения. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно,
неудача расценивается как полный провал.
Исследователи считают, что восхищение умом ребенка
может навести его на мысль о том, будто ум — некое постоянное свойство, которое
он не может контролировать. Это может помешать ему браться за новые задачи из
страха не соответствовать своим же прошлым достижениям.
*Установка на рост и развитие, или гибкое сознание
Носители гибкого сознания верят, что желаемые качества
можно развить. Успех в этом случае — это результат целенаправленных усилий и
упорной практики. Человек с установкой на рост ориентирован на обучение и
самосовершенствование, он стремится решать трудные задачи, восприимчив к
критике и расценивает неудачи как ценный опыт и возможность достичь успеха в
будущем.
Приобретение и развитие определенного типа жизненной
установки у ребенка во многом зависит от того, какую похвалу он получал в
детстве от окружающих людей: родителей, воспитателей, учителей.
Для укрепления установки на рост, которая способствует
развитию таланта, необходимо хвалить ребенка не за его способности, которыми он
обязан генам и среде, а за приложенные усилия.
Иными словами, Кэрол Дуэк призывает хвалить с умом —
то есть не оценивать интеллект или талант. По ее мнению, нужно поощрять
вовлеченность детей в процесс: их усилия, подход, концентрацию, упорство,
изменения к лучшему. Такая похвала формирует стойкость и гибкость. Если у
ребенка что-то не получается, замечания следует высказывать в конструктивном
ключе, чтобы он понял, как решить проблему и исправить ситуацию.
Кэрол Дуэк про гибкое сознание
Если же хвалить ребенка за способности, это может
закрепить у него установку на данность. Раз уровень способностей заложен
изначально, любые усилия и критика со стороны будут вызывать у него сильное
отторжение. Дети, которых хвалят за черту характера, тяжело переживают неудачи
и легко теряют мотивацию. А те, кого хвалят за подход к выполнению задания, за
приложенные усилия и за результат этих усилий, склонны расценивать трудности
как повод для самосовершенствования.
Общие принципы поощрения
Хвалите ребенка за достижения, соответствующие его
возрасту. Например, в 3–5 лет можно поощрять самостоятельность, понимание
потребностей другого, соблюдение базовых моральных норм. В 5–7 лет ценным будет
умение владеть собой, выражать свои чувства и формулировать мысли.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Можно
отмечать проявление тех качеств, которые даются ребенку с трудом. Например,
тревожного и неуверенного ребенка можно похвалить за проявление
самостоятельности, а слишком активного — за сосредоточенность в течение какого-то
промежутка времени.
Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, а
только с самим собой прежним. Оцените приложенное усилие: «Ты хорошо
постарался».
Чаще используйте описательную похвалу: «Я вижу, ты
сегодня сам собрал свои игрушки. Это хорошо». Такие высказывания помогут
ребенку самостоятельно сделать выводы о себе, о своих способностях.
Похвала должна быть искренней. Фальшивое одобрение
может сформировать у ребенка неадекватную самооценку.
Избегайте преувеличений. Не стоит вместо «хорошо»
говорить «идеально».
Лучше не употреблять общие фразы «Ты молодец!»,
«Умница!», а конкретизировать каждую ситуацию: «Сегодня у тебя получилось
отлично нарисовать домик».
Важно помнить о том, что для ребенка оценка его
поступков близким взрослым становится показателем правильности поведения,
ориентиром для моральных оценок, критерием достижений, соответствия
требованиям, показателем его ценности для других, а значит, и для себя самого.
Если вам не хватает слов
В сети можно встретить много вариантов списка «99
способов сказать ребенку: „Очень хорошо!“», которые возникли, видимо, как
перевод с английского. Не все формулировки хорошо звучат по-русски, но
некоторые вполне можно взять на вооружение.
Ты
на правильном пути.
Это
неплохо.
Это
лучше, чем обычно.
Так
намного лучше.
Ты
быстро учишься.
Еще
немного терпения, и у тебя получится.
С
каждым днем у тебя получается лучше.
У
тебя получилось.
Я
знал(а), что ты справишься.
Мои
поздравления!
Это
то, что надо!
Как
здорово!
Ты
нашел интересное решение.
Ты,
наверное, уже давно практикуешься.
Ты
делаешь это красиво!
Мне
нравится ход твоих мыслей.
Я
горжусь тобой.
Ты
превзошла себя сегодня.
Твоя
работа принесла мне много радости.
Ты
настоящий мастер.