"Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"
31.10.2025
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Полевской муниципальный округ Свердловской
области «Детский сад № 49
общеразвивающего вида»
Конспект
совместной
деятельности
"Посиделки у
самовара. Изготовление народной куклы"
Воспитатели: Вараксина Е.Б
Карманова Н.А.
Цель:
Формирование практических умений и навыков.
Задачи: 1.
Продолжать знакомить с бытом, традициями и обычаями русского народа.
2. Приобщать к обрядовой культуре.
3. Знакомить с разновидностями народной
куклы, технологией ее изготовления.
4. Развивать индивидуальные творческие
способности.
5. Способствовать развитию интереса к
совместной деятельности со взрослым.
Интеграция
образовательных областей:
·
Познание
·
Труд
·
Социализация
·
Чтение художественной литературы
·
Коммуникация
·
Музыка
Предварительная
работа: Посещение
мини-музея «Русская изба»,
рассматривание коллекции игрушек, чтение пословиц и поговорок о труде,
подготовка практического материала (иллюстрации народных кукол), изучение
литературы по теме «Народная кукла».
Материалы
и оборудование: имитация горницы, самовар
сувенирный, угощения на подносах,
плетеная корзина с клубками ниток и образцами самодельных кукол, перышко.
Ход совместной деятельности
Дети и гости собираются в «избе». Девочки в русских сарафанах,
мальчики в рубахах.
Воспитатель-Хозяюшка: Ах,
батюшки, сколько помощников ко мне сегодня пришло! Здравствуйте, гости дорогие! Какие вы
нарядные и красивые! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее,
места всем хватит. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Я вам столько
интересного и нового расскажу, только слушайте внимательно! А расскажу я вам про то, как на Руси нашей
кукол мастерили. А одну из них я научу вас делать.
Знаете ли ,
ребятки, что на Руси люди любили
устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня? Организовывались они вечерком,
после трудового дня. Но даже на посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали,
вязали, лепили, вырезали игрушки. С ранних лет воспитывалось усердие и
трудолюбие.
Кукол
мастерили из разных материалов : лоскутов, ниток, соломы. (Воспитатель показывает плетеный короб, в нем разные лоскутки, клубочки
ниток, образцы кукол, дети рассматривают).
Для разных
случаев делали разных кукол. Например, при рождении ребенка в семье – нянюшку.
Она еще называется кукла-закрутку (показ). Ее мастерили из лоскута, который мама отрывала от подола
самого счастливого платья, без ножниц и иглы, закручивали.
Традиционная
лоскутная кукла — живой способ проявить, передать и сохранить национальную,
культурную идентичность. В старину это наиболее распространённая игрушка в быту
русской деревни ещё в первые десятилетия 20 века. "Традиционная тряпичная
кукла — кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций
народа" писал М.Е. Салтыков-Щедрин. В чём же польза и ценность народной
куклы? знакомит с традициями и обычаями народа, знакомит с традициями и
обычаями народа, формирует знания о народном костюме, головных уборах, быте
развивает мелкую моторику рук, при изготовлении и игре развивает эстетический
вкус и творческую фантазию.
Ребятки,
обратите внимание, что у куклы нет лица, кукла –безликая. Считалось, что если
кукле нарисовать лицо, у нее появится душа, то есть она оживет и , возможно,
приобретет дурной характер.

Ну, а вы не
засиделись без дела? Не пора ли поиграть? Выходите сюда, будем играть в забавную
игру «Перышко» (Тренировка длительного
выдоха. Дети подбрасывают вверх перышко, дуют, чтобы оно продержалось в воздухе
как можно дольше).
Отдохнули? А
теперь от скуки берем дело в руки! Посмотрите, ребята, это кукла-стригушок. Как вы
думаете, почему она так называется (ответы
детей). А вы хотите научиться делать такую куклу? Для выполнения фигурки куклы нужно согнуть
пучок ниток пополам. Получилась заготовка, так называемое «тулово». Затем надо
перетянуть ниткой вверху – получилась голова, еще раз – туловище, вставить
заготовки рук, нижнюю часть заготовки разделим пополам. Каждую часть внизу
перетягиваем ниткой – ноги. (Дети с
помощью воспитателя выполняют своих кукол, можно подпевать русские народные
песни).
Ребята,
послуашйте пословицу: «Маленькое дело
лучше большого безделья». А ведь оно и
правда! Хоть и маленькое у нас дело, а все лучше, чем сидеть сложа руки: и
поговорить можно, и спеть, и посмеяться – весело и дружно проходит время. Не
забывайте и помогать друг другу. Еще в народе говорят: «Долог день до вечера,
коли делать нечего!» А вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? (Ответы детей).
Вот и
сладили мы своих кукол. Молодцы! Мастера и рукодельницы! Давайте подарим кукол
нашим гостям, пусть они приносят им счастье и оберегают их.
Ну что ж,
«поработали до поту, а теперь и поесть в охоту!» Приглашаю вас к столу, мои
маленькие рукодельники, угощайтесь чайком да вкусными баранками.(Девочки угощают гостей баранками, во время
чаепития проходит заключительная беседа)
Беседа по
вопросам: Чем любили заниматься люди на посиделках?
Какую куклу мы научились с вами делать сегодня? А каких еще делали кукол на
Руси? Почему кукол делали без лица?
Хозяюшка: Молодцы, ребята, внимательно
слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу! У
вас получились замечательный куклы! А теперь мы с вами прощаемся до следующих
встреч на посиделках!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2025
Дата обновления: 13.11.2025
Дата публикации: 31.10.2025