Содержание Паспорт программы________________________________________________________3 Пояснительная записка_____________________________________________________5 Принципы реализации программы____________________________________________7 Механизмы реализации программы___________________________________________7 Ожидаемые результаты программы___________________________________________8 I .Теоретическая часть программы____________________________________________8 1.1. Возрастно- психологические особенности развития одаренности дошкольников-8 1.2. Этапы развития одарённости___________________________________________ 9 1.3. Признаки одаренности_________________________________________________10 1.4. Критерии выявления видов одаренности__________________________________11 1.5. Направления развития одаренного ребенка________________________________11 1.6. Виды одареннности___________________________________________________19 1.7. Инклюзивное образование одаренных____________________________________21 II. Практическая часть программы_________________________________________22 2.1.Основные этапы реализации программы____________________________________28 2.2.Основные направления реализации программы_______________________________27 2.3. План мероприятий, проводимый в рамках реализации программы_______________28 Заключение_________________________________________________________________32 Литература_________________________________________________________________33 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы «Одаренный ребенок» программа по выявлению и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного Основание для разработки программы -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326; № 30, ст. 4036) п. 6 ч. 1 ст. 6. -Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Санитарные правила СП 2.4.3648-20 санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; - Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». -Устав МБДОУ ПГО № 49. Родители (законные представители), педагогический коллектив Заказчики программы Руководитель программы Заведующий Курашова Людмила Николаевна Разработчики программы Творческая группа: Ганиева Е.В., старший воспитатель Нижникова Т.С., старший воспитатель Лапина Н.А., музыкальный руководитель Аверкиева А.В., воспитатель Копылова Е.С., инструктор по физической культуре Исполнители программы Участники образовательного процесса (педагоги, специалисты, дети, родители (законные представители) Срок реализации 2021-2023 учебный год Цель Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ; - проанализировать основные направления работы с Задачи программы талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ; - разработать план мероприятий по развитию одаренности детей; -повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей. Ожидаемые конечные результаты реализации программы - создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»; - высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей; повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной); - высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня; - организация системы дополнительного образования; - обогащение предметно – развивающей среды; - повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей; - повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей. Система контроля за исполнением программы Методы диагностики в ходе реализации программы: Результаты мониторинга качества образования, административный, тематический контроль с оказанием практической помощи - наблюдения; - беседы; - педагогическая диагностика; - изучение продуктов детского творчества; - ведение индивидуальных карт развития -количество дошкольников, занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня -оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно- образовательным процессом в ДОУ. -количество детей, успешно справляющихся с усвоением образовательной программой ДОУ -количество детей, охваченных дополнительным образованием вне ДОУ Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям: Источники финансирования Бюджетные средства ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования. Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других: - легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками; - существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью; - стремление к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства; - высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития таланта и одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, общественность. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности. В дошкольном образовательном учреждении имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творчества, смотры конкурсы, дети участвуют в городских мероприятиях. В целях создания единых подходов и пониманию понятий «одаренных ребенок», «одаренность», «виды одаренности» в образовательном пространстве за основу принимаются понятия, используемые в концепции одарённости. В соответствии с данной концепцией: Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных), результатов в той или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, образовательной, трудовой). В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, образовательной, трудовой). В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, вовторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей. Принципы реализации программы • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников. • Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме. • Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям одаренных воспитанников на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям. • Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития. • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. • • • • • Механизмы реализации программы Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей воспитанников. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Реализация программ дополнительного образования в части работы с одаренными детьми. Создание условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ. • Создание и ежегодное пополнение банка данных одаренных детей. Ожидаемые результаты программы. В соответствии с заявленной целью предполагаются следующие результаты по итогам реализации программы: •Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет. •Создание воспитательно -образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья. •Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня. •Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей. •Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми. •Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми. I.Теоретическая часть программы 1.1. Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольника В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий: 1. общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня; 2. доминирующая познавательная мотивация; 3. креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности). Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка. К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений. Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. В 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество. Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми. В работах Л. А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника: сенсорных, познавательных и творческих. К сенсорным обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Как известно, восприятие — первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. 1.2.Этапы развития одаренности дошкольника На первом этапе малыш начинает называть треугольные предметы «крышами», про круглые предметы говорит, что они похожи на мячик, т. е. появляются так называемые предметные предэталоны. Иными словами, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Обычно это происходит на третьем году жизни, когда бурно развивается предметно - манипулятивная деятельность детей. На втором этапе (в 3-4 года) происходит переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов — средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем каждое имеет вполне определенное название. В частности, дети овладевают основными цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым как в обычной жизни, так и в процессе специально организованных дидактических игр. Как известно, сенсорными эталонами формы служат основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал. На третьем этапе овладения сенсорными эталонами (4—5 год жизни) дети начинают их систематизировать. Взрослый помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнать их оттенки. В нашем образовательном учреждении педагоги своевременно выявляют детей с предпосылками одаренности, и проводят специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. 1.3 Признаки одаренности Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действия. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности Признаки выявления одаренных детей 1.Комплексный характер оценивания разных поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больше широкий спектр его способностей; 2.Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3.Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и его интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); 4.Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»; 5.Подключение к оценке одаренного ребенка специалистов соответствующей предметно области деятельности (музыкантов, художников и т.д.); 6.Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для индивидуальной траектории обучения) 7.Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации. Такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и родителей. 1.4 Критерии выявления видов одаренности: 1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. 2.Степень сформированности одаренности: актуальная одаренность потенциальная одаренность 3.Форма проявления: явная одаренность - скрытная одаренность 4. Широта проявления в различных видах деятельности: - общая (умственная) одаренность - специальная одаренность 5. Особенности возрастного развития: ранняя одаренность (вундеркинды) - поздняя одаренность. 1.5 Направления развития одаренного ребенка. Социально-коммуникативное развитие одаренного ребенка Детский сад - первая социально-коммуникативная ступень, в котором начинается социально-личностное развитие ребенка. В группе детского сада ребенок начинает познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми. Педагоги признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования. Одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагогов ДОУ – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими. - Развитие социальных - коммуникативных навыков у одаренных детей дошкольного возраста весь процесс, связанный с обработкой языковых навыков, речевых умений, форм специальных усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты: Диалоговые, коммуникативные навыки: - вербальные (умение начать, поддерживать, завершить диалог, беседу, умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; - участвовать в коллективном обсуждение темы); - невербальные (умения вести разговор повернувшись лицом к собеседнику; - умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса). Социальные навыки: - умение выражать свои чувства и эмоции; - умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и с незнакомыми); - умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации. Социализация является важнейшим условием гармоничного развития одаренных детей. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Необходимо сформировать у одаренных детей позитивное общение, которое позволит в дальнейшем комфортно жить в обществе людей; благодаря общению дети не только познаю других людей (взрослого или сверстника), но и самих себя. Социальнокоммуникативное развитие младших, средних, старших подготовительные групп играет ведущую роль коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояния других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений: - понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем; - получать необходимую информацию в общении; - выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам; - вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; - отстаивать свое мнение; - соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; - принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать и т.д.); - уважительно относиться к окружающим людям; - принимать и оказывать помощь; - не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую деятельность. Общение является важнейшим элементом любой игры. Вовремя игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру. Для налаживания диалогического общения используются настольно- печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Важно, чтобы одаренный ребенок был готов пополнить свои знания, опираясь на приобретенные в детском саду. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей реализоваться. Познавательное развитие одаренного ребенка. Любознательность – важнейшая отличительная черта ребенка. Ее становление возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Эмоции - индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, они интересуются всем, подолгу рассматривают предметы, задают множество вопросов. При воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а воля - в устойчивое психическое образование познавательную потребность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок дошкольного возраста не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, интеллектуального превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Сверхчувствительность к проблемам - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Дошкольники с высоким интеллектуальным развитием часто задают вопросы, которые даже родителей и воспитателей ставят в тупик. Такие дети способны и сами принимать оригинальные решения проблем. Ситуативная активность (познавательная самодеятельность). Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Познавательное развитие одаренного ребенка включает следующие компоненты: 1.Высокий уровень развития логического мышления. Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. 2.Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности. 3.Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. 4.Легкость генерирования идей (продуктивность мышления). Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. 5.Способность к прогнозированию. Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. Известный психолог А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение. Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это высокой степенью погруженности в задачу; возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает довольно «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания. Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок часто бывает, поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности. Отличная память. Одаренные дошкольники помнят практически все уроки, которые проводит с ними воспитательница, быстро запоминают прочитанное, имена героев. Способность к оценке. Способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, не комфортность и многие другие, интеллектуальные и личностные качества. Особенности склонностей и интересов. Уже в детстве уровни познавательного развития одаренности можно судить по интересам и склонностям ребенка. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы, и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах Речевое развитие одаренного ребенка Речь - одна из основных линий развития ребенка особенно одаренного. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать воспитатели и специалисты. К таким общим особенностям относятся следующие: -способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход. -потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. -способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного. -обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других. Стратегии обучения одаренных детей. а) Ускоренное обучение. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей одаренными способностям. Формы ускорения. Существует несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в школу, индивидуальные занятия. Оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. «Чистое» ускорение в какой-то степени напоминает скорую медицинскую помощь, снимая некоторые «срочные» проблемы развития незаурядных детей, но, не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения. б) Обогащение обучения. Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов. «Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний. Одной из самых важных речевой развивающей среды для одаренных детей является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности, приобщает к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность. В пустых стенах ребенок не заговорит - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны заботиться в первую очередь о том, чтобы одаренные дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка. Актуальным является решение задач развития одарённости детей в дошкольном образовательном учреждении через организацию художественной деятельности, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческих способностей, инициативности, самостоятельности, формирования жизненных установок и ценностей. И.А. Лыкова, автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет, считает, что художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно-творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественно-образной выразительности. Формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование. Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства. Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоциональнорациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование Я - концепции творца. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. Следовательно, содержательное основание эстетического воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Дошкольник в своём художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа- представления к художественному обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. При создании условий для свободного выбора и занятий различными видами художественной деятельности у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я - концепция, в основе которой лежит творчество как ценность. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Особенности внутреннего мира ребёнка, дошкольника, такими как: – повышенная эмоциональная отзывчивость; – синкретичность мировосприятия; – острота видения; – глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной; – искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность, воспринимаемых и создаваемых образов; – стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира. Развитие творческой одарённости у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей творческой деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес, активность. И.А. Лыкова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру. В свете задач, стоящих перед муниципальной системой образования и направленных на поиск новых способов и технологий, которые обеспечивают более высокое качество образовательных услуг, в том числе технологий улучшения, качества образования посредством создания новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей). Художественная деятельность развивает творческую одарённость детей при определённых условиях: 1.Создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития детей. 2.Работа коллектива строится по типу студийной, где в разных художественных группах реализуются принципы сотрудничества, партнёрства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое взаимодействие в процессе совместной деятельности. Дети в художественные группы не отбираются по способностям. Для педагогов интересна любая личность. Ребёнок (при желании вместе с родителями) может входить в любую творческую группу, где он занимается художественной деятельностью в соответствии со своими возможностями и интересами. Дети разных групп могут объединяться. Как правило, это происходит при подготовке и проведении спектаклей, праздников, концертов. Это способствует расширению социальных контактов, развитию коммуникативности. Успешность в овладении художественной деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к ребёнку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов. Педагогическая стратегия руководства художественной деятельностью вырабатывается на основе представлений о конкретном ребёнке и критериях личностного развития ребёнка и детского коллектива. Это позволяет сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка, обеспечить его индивидуальную траекторию развития. Соблюдение всех вышеперечисленных условий способствует эффективной деятельности коллектива. Итак, на основе деятельного подхода можно определить путь развития творческой одарённости у детей в дошкольном учреждении: от организации творческой художественной деятельности средствами различных видов искусства через включение художественного опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру, к созданию творческого продукта. В соответствии с этой стратегией основным методом художественного воспитания выступает метод пробуждения самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность представляет не результат художественной деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (А.В. Бакушинский, Н.Н. Подьяков). Художественная деятельность понимается как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру и развитию творческой одарённости. Физическое развитие одаренного ребенка. Физически одаренные дети, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка. Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - физически не подготовленный ребенок. Другой же - говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием. Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько обычны, что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании такого поведения. Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация с тем, чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь. Хорошие физические данные подразумевает спортивную одаренность. Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы). Одаренные дети в детском саду как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые: - на занятиях все легко и быстро схватывают; - знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются; - быстро запоминают услышанное или прочитанное; - решают сложные задачи, требующие умственного усилия; -задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают; -оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения; - очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное. Это типичные черты одаренных детей. Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься. Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Поэтому, рассуждая о системе работы с физически одаренными детьми в ДОУ, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и способностей. Таким образом, наш детский сад имеет план работы под названием «Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями», основной целью которого является развитие спортивных способностей одаренного ребенка. 1.6. Виды одаренности: - лидерская (проявляется в социально-коммуникативном развитии); - интеллектуальная (проявляется в познавательном развитии ребенка); - сценическая, литературно-поэтическая (проявляется в речевом развитии); - музыкальная, хореографическая, изобразительная (проявляется в художественно эстетическом развитии); - спортивно-организационная (проявляется в физическом развитии). Виды одаренности Академическая одаренность Уровни психической организации Мотивационноличностные характеристики Способности к обучению Творческая одаренность Художественная одаренность Виды деятельности Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) Психомоторная одаренность Вокальная одаренность Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух Литературная одаренность Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов Артистическая одаренность Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память Конструкторская одаренность Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации Спортивная одаренность Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память Хореографическа я я одаренность Коммуникативная одаренность Социальноличностная одаренность Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию 1.7.Инклюзивное образование одаренных детей Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж.Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане. Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди «дважды особенных детей» это: дети - аутисты; дети с симптомом Аспергера; дети с признаками гипрелексии; дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении; дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; дети неспособные к чтению; дети с синдромом диспраксии. Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. Дж.Витмор отмечает факторы, препятствующие определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении - низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой - отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а педагог считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера - неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться). Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить педагогам раскрыть одаренность ребенка. Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С.Виллард-Холд: • развитие у них компенсаторных навыков; • творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач; • впечатляющий багаж знаний; • расширенные академические знания и навыки; • отличная память; • исключительные навыки в решении проблем; • быстрое понимание идеи; • стремление к долгосрочным целям; • большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников; • хорошее чувство юмора; • упорство, терпение; • мотивация в достижении цели; • любопытство, погруженность в себя; • самокритика и перфекционизм; • когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте; • возможные трудности с абстрактным мышлением; • возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы. Дети – аутисты Дети имеющие некоторые формы болезни аутизмом – нервным расстройством, приводящим к нарушению у ребенка в возрасте трех лет функций языка, коммуникации, социальных навыков, характеризуют как детей - аутистов: • ребенок может повторят одно и тоже движение снова и снова; • не смотрит на объект, на который ему указывают; • избегает контакта с глазами другого человека; • хочет быть один; • не любит, когда до него дотрагиваются или обнимают; может обниматься, когда ему этого самому захочется; • кажется, что ребенок не слушает, что ему говорят, но при этом он реагирует на другие звуки. Дети с симптомами Аспергера Дети с симптомами Аспергера, расстройством аутического спектра, часто обладают высоким интеллектом и достигают больших успехов в том, что им интересно, но имеют слаборазвитыми социальными способностями. Хотя эта форма аутизма была признана лишь несколько лет назад и не имеет длительных исследований, американский педагог С.Виннебренер, так описывает одаренных детей с симптомом Аспергера: • интенсивно сосредоточены на одном предмете; • имеют необычный взгляд, не любят «контакта глаз»; • могут иметь феноменальную память; • не способны к сопереживанию; • у них отсутствует воображение; • имеют проблемы со сверстниками в связи с отсутствием желания или способности с ними взаимодействовать. Дети, обладающие признаками гиперлексии Дети, обладающие признаками гиперлексии, выделяются преждевременным навыком чтения. Так в возрасте трех лет они умеют читать на уровне шестого класса. Исследователи подразделяют их на три группы: 1. дети, обладающие данным признаком, но не имеющие проблем в поведении; 2. дети рано начинающие читать, но имеющие некоторые симптомы аутизма; 3. дети, обладающие прекрасной способностью к чтению, но не имеющие трудности в понимании разговорной речи; имеющие проблемы с абстрактным мышлением. Дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении Среди талантливых и одаренных детей часто встречаются дети с проблемами в поведении. Часто это действия детей, не соответствующие их возрасту, нарушающие ожидания семьи и общественные нормы. Причины такого поведения у детей широко варьируются – от простого неповиновения до драк. Большинство таких детей к двум годам начинают проявлять агрессию, не слушаются старших, лгут, портят вещи. Зачастую дети с проблемами в поведении растут в неблагополучных семьях. Проблемы в поведении чаще встречаются у мальчиков - дошкольников, чем у девочек. Лонгитюдные исследования показали, что агрессивное поведение у детей так же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Хотя антисоциальное поведение у большинства детей с возрастом идет на убыль, часто агрессивные дети остаются такими же на протяжении длительного времени. Долгосрочные исследования показали, что агрессивное поведение у детей столь же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Вот характеристика детей с проблемами в поведении: • ребенок часто выходит из себя; • постоянно ссорится с взрослыми; • отказывается уступать просьбам или правилам взрослых; • обвиняет других в своих ошибках или неправильном поведении; • становится раздражительным; • часто злится и негодует; • бывает злобным или мстительным. Часто такие дети бывают агрессивными к людям и животным: • совершают хулиганские поступки, угрожает другим или устрашает их; • являются инициатором драк; • используют орудие, которое может причинить серьезный физический вред другим (например: кирпич, камень); • проявляют физическую жестокость к людям; • проявляет физическую жестокость к животным; • могут совершить кражу; • может убежать из дома. Следствием проблем в поведении детей и их жестокого обращения с окружающими часто становится обстановка в семье: антисоциальные семейные ценности, нехватка средств, жестокое обращение с ребенком, ошибки в семейной воспитательной практике, слишком суровое воспитание, отсутствие должного присмотра за ребенком, разногласия между родителями по вопросам воспитания, отсутствие эмоциональной поддержки ребенка в семье. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Термин дефицит внимания (AD/HD) описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Невнимательность ребенка имеет следующие характерные признаки: • не может сосредоточиться на деталях или совершает ошибки по невнимательности; • не может быть внимательным во время работы или в игре; • не слушает то, что ему говорят; • не следует данным ему инструкциям или не может закончить задание; • не может выполнить до конца повседневные домашние обязанности; • избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий; • часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты); • часто отвлекается на внешние раздражители; • забывчив в повседневной жизни. Гиперактивность ребенка, в том числе и одаренного, проявляется в следующем: • часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит; • часто встает с места в других ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение; • часто бежит куда-то или залезает куда-нибудь; • не может играть с другими детьми или проводить в одиночестве; • совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»; • слишком много говорит. Импульсивность ребенка может иметь следующие проявления: • ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса; • не может дождаться очереди; • часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры). Многие гиперактивные дети имеют речевые расстройства: они говорливы, громко говорят, не умеют слушать, путано излагают свои мысли, перескакивают с одной мысли на другую, поэтому их трудно понять. Дети неспособные к чтению В принято считать, что дислексия (частичное специфическое нарушение процесса чтения) подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме (дисграфия нарушения процесса письма). Дислексия и дисграфия не являются психическими заболеваниями, это нейробиологическая особенность ребенка: неспособность быстро и правильно распознавать слова и осваивать навыки правописания. Дислексией страдал Ганс Христиан Анднрсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и другие исторические личности. Дети с синдромом диспраксии Причиной возникновения у ребенка данного синдрома является минимальная мозговая дисфункция мозга вследствие тяжелого течения беременности и родов. Дети с таким синдромом имеют проблемы с координацией движения. Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и неразборчивым почерком. Дж.Витмор и С.Маркер указывают следующие особенности одаренных детей с нарушениями зрения: • мотивация в достижении цели; • большая настойчивость в достижении цели; • способность к концентрации; • быстрый темп обучения; • хорошая память; • общительность и большой словарный запас; • навыки в решении проблем; • творчество или мысли в некоторых академических областях у них могут прогрессировать медленнее, чем зрячих детей; • легкость в изучении Брайля; • иногда более медленное когнитивное развитие, чем у зрячих детей. Одаренные дети, имеющие нарушения слуха Исследователи С.Клин и Д.Швордц дают следующую характеристику одаренных детей с нарушениями слуха: • развитие речи, навыков чтения без инструкции со стороны взрослых; • способность чтения в раннем возрасте; • отличная память; • возможность работать в обычном школьном коллективе; • быстрое понимание идеи; • способность к рассуждениям; • превосходная успеваемость в школе; • широкий круг интересов; • нетрадиционные способы получения информации; • использование навыков решения проблем в повседневной жизни; • самостоятельность; • хорошее чувство юмора; • интуиция; • изобретательность в решении проблем; • символические языковые способности (различные системы символов). Инклюзивный подход -предполагает принятие всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей: детей-инвалидов, детей из языковых, этнических и культурных меньшинств, одаренных детей с ограниченными возможностями. - предполагает при планировании своих образовательных программ ДОУ учитывать индивидуальные потребности ребенка его способностей. -подразумевает, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых. Принцип инклюзивного обучения, частично основан на теории Л.С.Выгодского о «зоне ближайшего развития», когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами образовательного процесса в ДОУ. . II. Практическая часть программы 2.1 Основные этапы реализации программы. I этап – диагностико – организационный. Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в МОУ. Задачи: - изучение нормативной базы; - анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы; - разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми II этап – реализационный. Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми. Задачи: - диагностика способностей воспитанников; - разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями; - формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми; - повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми III этап – аналитический. Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования. Задачи: - анализ итогов реализации программы; - осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ; - обобщение результатов работы детского сада в реализации программ. 2.2. Основные направления реализации программы: Работа с одарёнными детьми; Работа с педагогами; Работа с родителями. 2.2.1. Работа с одаренными и талантливыми детьми: 1 Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса: - групповые занятия; - работа по индивидуальным планам. 2.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное время от непосредственно-образовательной деятельности: - индивидуальные занятия; - проектная деятельность; - организация выставок; - организация праздников и развлечений; - создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности, развивающих уголков; - организация конкурсов, соревнований; - организация кружков, секций. 2.2.2.Работа с педагогами. - педагогические советы; - педагогическое проектирование; -открытые мероприятия; - выступления из опыта работы; - презентации; - семинары - практикумы; - консультации, рекомендации. 2.2.3.Работа с родителями. - анкетирование; - родительское собрание; - памятки - рекомендации, папки - передвижки, консультации, рекомендации; - совместные детско - родительские проекты; -презентации; - совместные праздники, соревнования, конкурсы; - помощь в создании развивающей среды. 2.2.4 Работа с социальными партнёрами - экскурсии -мастер –классы -выставки - конкурсы -фестивали -совместные праздники 2.3. План мероприятий, проводимых в рамках реализации программы. № Ответственный 1 Мероприятия Срок Диагностико – организационный. Создание творческой группы Август 2021г. воспитателей по составлению программы «Одаренный ребёнок». 2 Подбор и мотивация кадров для работы с одаренными детьми Август,2021г 3 Разработка программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». Август,2021г. Заведующий Старший воспитатель Творческая группа педагогов 4 Разработка новых локальных актов: положения, приказы Август,2021г. 5 Рассмотреть и изучить на заседании педагогического совета программу «Одарённый ребёнок». Работа по определению способностей талантливых и одаренных детей. Изучение интересов и наклонностей детей. Подбор кружков и секций. Подбор и апробация комплекса диагностических методик. Анализ состояния РППС в группах, где есть дети с признаками одаренности Приобретение методической литературы, дидактических пособий по развитию у детей творческих способностей. Познакомить родителей с основными направлениями в работе с детьми, имеющими предпосылки к одарённости. Составление банка данных одарённых детей. Август,2021г. 6 7 8 9 10 11 12 Старший воспитатель Заведующий Старший воспитатель Педагоги ДОУ Август,2021 г Педагоги ДОУ Август,2021 г Август,2021г Педагоги ДОУ Педагоги ДОУ Август,2021 г Педагоги ДОУ В течение года Заведующий Старший воспитатель Педагоги ДОУ Заведующий Старший воспитатель Сентябрь,2021г Август, 2021 г Август,2022 г Педагоги ДОУ 13 14 15 Составление плана работы с одарёнными детьми, индивидуальных маршрутов. Разработка методических рекомендаций, материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми. Обучение на курсах по теме «Работа с одаренными детьми» Сенятбрь,2021г Педагоги ДОУ В течение года Педагоги ДОУ Октябрь, ноябрь 2022 г Заведующий Старший воспитатель Заведующий 16 Получение лицензии на дополнительное образование в ДОУ 17 Просветительско-информационная работа: -стенды-информации; -буклеты; -официальный сайт ДОУ Реализационный Анкетирование родителей с целью Сентябрь,2021 определения их основных подходов к Сентябрь,2022г данной проблеме. Работа творческой группы: разработка Раз в квартал индивидуальных маршрутов, программ, планов, интегрированных занятий, отслеживание нагрузки, прослеживание результативности сопровождения детей с предпосылками одаренности Развитие дополнительного образования в В течение года ДОУ. Организация работы с социальными Сентябрь,2021 г партнерами (составление договоров, Сентябрь, 2022 г планов работы) Практические семинары: - «Направления Ноябрь, 2021 г работы ДОУ с одаренными детьми. Формы, методы и приемы» Организация и проведение специально В течение года организованной деятельности с детьми по направлениям: социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Организация и проведение спортивных В течение года соревнований, эстафет, праздников, (согласно годовому плану выставок среди талантливых и ДОУ 21-22,22- 1 2 3 4 5 6 7 Ноябрь, декабрь 2021г В течение года Педагоги ДОУ Ответственный за сайт Старший воспитатель Педагоги ДОУ Творческая работа Заведующий Старший воспитатель Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель Педагоги ДОУ 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 одаренных детей. Участие в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, акциях) на уровне ПГО, области. Функционирование кружковой деятельности. Стимулирование познавательной активности детей: -совместное посещение театров, музеев, выставок и т.д.; -совместный просмотр специальных образовательных телепрограмм и их обсуждение Повышение уровня педагогической и психологической компетенции в обучении и воспитании родителей. Практикум для воспитателей: «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей» «Разработка индивидуального портфолио дошкольников» Проведение различных форм работы с педагогами и родителями по работе с талантливыми и одаренными детьми. Организация совместного творчества родителей и детей. 23 уч.год) В течение года (согласно плана) Пополнение материально- технической базы ДОУ по работе с талантливыми и одаренными детьми Отчет о реализации кружкой работы. Корректировка в соответствии с выявленными проблемами. Обсуждение итогов развивающей работы с талантливыми и одаренными детьми, выявление проблем. Корректировка данной программы в соответствии с выявленными проблемами. Информирование коллектива, родителей о ходе реализации программы. Составление картотеки методов и приемов работы с одаренными детьми, В течение года В течение года Старший воспитатель Педагоги ДОУ Педагоги ДОУ В течение года Родители Декабрь,2021 г Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель Февраль,2022г В течение года В течение года Май,2022 г Май,2023 г Май,2022 г Май,2022 г Май, 2021г В течение года Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель Заведующий Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель Педагоги ДОУ Старший воспитатель анкет, тестовых и творческих заданий Педагоги ДОУ 21 Составление перспективного плана В течение года Старший пополнения банка данных воспитатель необходимыми пособиями по работе с Педагоги ДОУ одаренными детьми. Аналитический 1 Самоанализ выполнения Май. 2023г Старший государственных образовательных воспитатель стандартов по программе «Одаренный ребенок». 2 Сбор диагностических методик для Май, 2023 г Старший выявления одаренных детей в ДОУ воспитатель 3 Мониторинг качества образования по Май,2023 г Старший программе: «Одаренный ребенок воспитатель 4 Проблемно-ориентированный анализ Май, 2023 г Старший работы программы (анализ причин, по воспитатель которым программа не дает результаты). Обобщение опыта по программе, дальнейшее внедрение в практику работы) Заключение. Представляемая программа способствует созданию условий для построения образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями. Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности. Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении. Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала. Литература 1. Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г. 2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. 3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с. 4. Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г. 5. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993. 6. Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск. 1999. 7. Лейтес, Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г. 8. Одаренные дети. Бурлинская Г. В. , Слуцкий В. М. М. : Прогресс, 1991. – 376 с. //Общ. Ред. Г. В. Бурлинской и В. М. Слуцкого; Предисловие В. М. Слуцкого. 9. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г. 10.Психология общих способностей. Дружинин В. М. Спб. : питер, 2007. – 368сю – 3-е изд. 11.Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г. 12.Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г. 13.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера /Научно- исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. 14.Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе – М. 15.Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. 16.Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999. Интернет-ресурсы http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti http://www.twirpx.com/file/137257/ http://www.twirpx.com/file/178266/ http://www.pedlib.ru/Books/4/0076/4_0076-1.shtml