ОКТЯБРЬ 2018 «Овощи на грядке – здоровье в порядке!»

21.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»

 

 

Проект

«Овощи на грядке –

здоровье в порядке!»

для детей среднего возраста

 

 

Воспитатели:

Соколова О.В.

Крутикова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь, 2018

«Нет ни одного другого продукта,

который мог бы во всех отношениях

заменить на длительный срок овощи и фрукты,

особенно свежие».

К.С.Петровский

Актуальность проекта:

Овощи и фрукты – это кладовая витаминов.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания.

Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, которую принято называть временем детского гиповитаминоза, но и осенью ребенку обязательно следует употреблять натуральные витамины.

Дети неохотно употребляют в пищу овощи, не осознавая всей пользы от употребления их в пищу. В овощахсодержится большое количество витаминов и минеральных веществ необходимых для здоровья человека. На сегодняшний день насчитывается почти четыреста витаминов и минеральных веществ необходимых для жизнедеятельности организма. Именно из овощейвырабатывается большинство полезных веществ. Так как все овощиобладаю различным набором полезных веществ нужно употреблять в пищу разные овощи, чередуя их, съедая в день хотя бы два вида.

 

Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Овощи». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Тип проекта:

- по методу – познавательный, творческий.

- по характеру контактов – открытый;

- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;

- по продолжительности – краткосрочный.

 

Цель проекта: обобщение и расширение знаний детей об овощах через разные виды деятельности. Закрепление названий овощей. Формирование знаний о пользе овощей для здоровья человека.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать у детей знания об овощах и их видах, о ценности овощей для человека. Проявлять заботу о природе. Познакомить с разнообразием овощей.

 

Развивающие:

  • Развивать творческие способности и коммуникативные качества детей.

  • Развивать  любознательность, наблюдательность, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность. 

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение  к природе, показать ценность природы и её даров  для каждого человека. 

  • Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

  • Пополнить и обогатить словарный запас детей по теме «Овощи».

  • Приобщать родителей к совместной работе.

 

Ожидаемый результат:

  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе.

  • Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений об овощах.

  • Повышение экологической культуры воспитанников.

  • Понимание необходимости правильного питания.

 

Этапы реализации проекта «Овощи на грядке – здоровье в порядке»

Все мероприятия проекта проходили в три этапа:

- подготовительный этап;

- основной этап;

- заключительный этап.

 

Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержание проекта. Ознакомление родителей с темой проекта. Подбор методической литературы, стихотворений, загадок, дидактических игр, физкультминуток для детей.

Знакомство детей с различными видами овощей, их отличительными особенностями.

Формулировка проблемы: Дети с неохотой едят овощные блюда. Зачем нужно употреблять в пищу овощи.

Описание плана действий: привлечь родителей к совместной деятельности, создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.

 

Основной этап:

Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Беседы познавательного характера, рассматривания иллюстраций, чтение потешек, русских народных сказок, отгадывание загадок, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, хороводные игры, просмотры мультфильмов.

  • Просмотр презентации «Овощная грядка»

  • Рисование, лепка, аппликация.

  • Тематическая непосредственно-образовательная деятельность совместно с родителями в русской избе «Дары осени. Овощи»

  • Осенний праздник совместно с музыкальным руководителем «Осень, осень, в гости просим!»

  • Работа с родителями:

Консультация  «Овощи и фрукты - самые витаминные продукты».

 

 

Заключительный этап:

  • Проведение анализа.

  • Обобщение результатов.

  • Оформление конечного результата: рисунки детей, фотографии, лепка, презентация проекта.

 

План проектной деятельности

N п/п

Формы работы

Цель

1

Беседы: «Где и как растут овощи», «Что нам осень принесла?», «Овощи на нашем столе», «Труд людей в огороде», «Осень - пора сбора урожая».

Рассказать детям о том, что овощи могут расти под землей и на земле. Расширить представление детей об овощах. Дать представление о пользе природных витаминов. Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей. Продолжать формировать у детей представления о сезонных работах на огороде. Закрепить название времени года, его признаки, развивать интерес к природным явлениям.

2

Знакомство с литературными произведениями: Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь», Белорусская сказка «Пых», Стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла… », «Сказка про лучок», «Сказка про овощи», «Сказка о полезных овощах», «Веселый огород», «Смешная сказка про овощи». Стихотворения про овощи.

(См. Приложение)

Познакомить детей с новыми литературными произведениями. Подводить детей к пониманию, осмыслениюлитературного произведения. Развитие творческого воображения, фантазии. Развитие эмпатии и умения слушать.

 

 

Рассматривание иллюстраций об осени, сборе урожая овощей.

Продолжать знакомить с признаками осени, способами сбора урожая.

3

Рассматривание овощей (игрушки).

Продолжать учить описывать предмет, учить выделять из групп других на основе внешних признаков.

4

Отгадывание загадок об овощах

Продолжать учить внимательно слушать воспитателя, развивать мышление.

5

Дидактические и настольные игры: «Какого овоща не стало», «Чудесный мешочек», «Домино», «Овощи на грядке 3D огород», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «На какую фигуру похож овощ», «Вершки и корешки», «Варим обед», «Считай-ка овощи».

Учить чередовать предметы по цвету, величине; развивать тактильные ощущения, внимание. Уточнить цвет, форму и вкусовые качества фруктов, используя в речи прилагательные: круглый, большой, маленький, красный, жёлтый, сладкий, вкусный, кислый, сочный.

6

НОД Лепка «Корзинка с морковкой».

НОД Познавательное развитие «Дары осени. Овощи».


 

Побуждать использовать свойства пластилина, синхронизировать действия обеих рук. Продолжать учить отщипывать кусок пластилина нужного размера, скатывать шарики, соединять детали между собой. Желание завершать начатое дело.

Формировать у детей знания об овощах и их видах, о ценности овощей

для человека. Познакомить с разнообразием овощей.

Развивать любознательность, наблюдательность, вовлекать родителей

и детей в совместную деятельность.

Пополнить и обогатить словарный запас детей по теме «Овощи».

 

7

Самостоятельная деятельность детей.

  • рассматривание картин,

иллюстраций,

•     раскрашивание раскрасок «Овощи», •     настольные и дидактические игры

«У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Чудесный мешочек», «Домино».

Учить выполнять задания без непосредственного участия воспитателя, побуждать детей стремится достигнуть поставленной цели.

8

Инсценировка «Спор овощей», «Репка».

Развивать творческие способности и коммуникативные качества детей.

9

Просмотр мультфильмов: «Весёлый огород», «Фунтик и огурцы», «Раз горох, два горох!», «А что ты умеешь?», «Приключения огуречика».

 

Познание окружающего мира.

10

Подвижные игры:

«Собери урожай», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик»

 

Развивать активность детей в двигательной деятельности.

11

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин овощей», «Готовим с мамой обед»

 Хочу такой сайт

 

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной деятельности.

12

Игровые упражнения:

«Плоды-малютки», «Исправь ошибку», «Назови ласково», «Один-много», «Что можно приготовить из овощей».

 

Развитие словарного запаса, предпосылки обучению грамоте.

13

Пение: «Огородная-Хороводная», «Урожай собирай». (См. Приложение)

 

Развитие коммуникативных навыков.

14

Пальчиковая гимнастика:

«Капуста»

Мы капусту рубим – рубим, (Движения прямыми ладоням вверх, вниз)

Мы капусту солим-солим, (Пальцы сложить в щепотку. Посолить)

Мы морковку трем –трем, (Потереть кулак одной руки, о кулак другой руки)

Мы капусту жмем-жмем, (Сжимать и разжимать кулаки)

А потом мы капусту в рот кладем. (Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой).

Ам!

«У Лариски…»

У Лариски –Две редиски.

У Алешки –Две картошки.

У Сережки – сорванца –Два зеленых огурца.

А у Вовки – Две морковки.

Да еще у Петьки Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке).

«Варим щи».

Эй, ребята! Эге-гей! (Дети хлопают в ладоши).

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту (Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони) («рубят»).

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони.

Чистим очень ловко.

Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)

А потом, а потом (Стучат по левой ладони ребром правой).

Мы покрошим помидор, И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик. (Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»).

Скушай-ка, голубчик! (Протягивают обе ладони вперёд).

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Работа сродителями.

 

Консультация «Овощи и фрукты - самые витаминные продукты».

Рекомендации и советы. Формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами овощей.

 

Чтение произведений на данную тему.

Памятки для родителей «Как научить ребёнка слушать книги и беречь их».

 

Самостоятельная инициатива по заучиванию стихов и песенок на предложенную тему.

Памятка для родителей «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворения для заучивания

У морковки красный носик,

Сочный, вкусный, сладкий плод.

А зелёный пышный хвостик

Украшает огород.

 

У капусты платьев шилось

Штук, наверное, пятьдесят.

Их надела, нарядилась, как красив её наряд!

До чего ж они похожи,

Их узнаешь по одёже.

Это братья-близнецы

Зеленеют огурцы.

Папе я не понарошку

Помогал копать картошку:

Пол - ведра – мой ценный вклад,

Не картошка – просто клад!

 

Кто лежит такой пузатый

И в рубашке полосатой?

Это вам не пустячок,

Это чудо-кабачок!

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это – вкусный и полезный,

Жёлто-золотистый лук!

Тыква больше всех на грядке,

Будет твой живот в порядке.

Каша с тыквы – хороша…

Кушай, Миша, неспеша.

В огороде у Анфисы

Урожай большой редиса.

И соседи все подряд

Рвут редиску на салат.

Овощ этот съесть не просто

Запах-резкий, привкус-острый.

Но полезность высока

Даже в дольке чеснока.

 

 

 

 

 

ПЕСНЯ «УРОЖАЙ СОБИРАЙ» сл. Т. Волгина, муз. А. Филиппенко.

1
Мы корзиночки несем, Хором песенку поем.
Урожай собирай И на зиму запасай!
Ой, да, собирай И на зиму запасай!

2
Мы — ребята-молодцы! Собираем огурцы,
И фасоль, и горох. Урожай у нас неплох.
Ой, да, и горох! Урожай у нас неплох.

3
Ты, пузатый кабачок, Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай, А в корзину полезай.
Ой, да, не зевай И в корзину полезай.

4
Едем, едем мы домой На машине грузовой.
Ворота отворяй, Едет с поля урожай.
Ой, да, отворяй, Едет с поля урожай!

 

«ЕСТЬ У НАС ОГОРОД» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой

Есть у нас огородТам своя морковь растёт.
Вот такой ширины, вот такой вышины. (2 раза)
Ты морковь сюда спеши и немного попляши.
А потом не зевай и в корзинку полезай. (2 раза) 

Есть у нас огородТам зелёный лук растёт.
Вот такой ширины, вот такой вышины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза) 

Есть у нас огородИ капуста там растёт.
Вот такой ширины, вот такой вышины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немного попляши.
А потом не зевай и в корзинку полезай. (2 раза) 


Есть у нас грузовикОн не мал, не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немного попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Овощи - самые витаминные продукты».

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.

Употребление овощей, в последнее время, стало главным источником натуральных витаминов в организм человека. Практически всем понятно, что овощи полезны и их нужно стараться вводить в рацион детей ежедневно, в достаточном количестве. Это пополнит запасы витаминов в организме ребенка и укрепит здоровье.

Нужно использовать полноту ассортимента овощей и готовить из них для ребенка разнообразные салаты и всевозможные овощные блюда. Хорошо, если ребенок постоянно грызет морковку или репку, которые укрепляют его жевательный аппарат и очищают его пищеварительный тракт. Но в этом их значительно превосходит капуста. Капуста активно освобождает организм от «мусора». Однако детям не стоит давать капустные кочерыжки и толстую, мясистую часть листьев, так как именно в этих частях накапливаются нитраты.

Помидоры, огурцы принесут больше пользы, если они выращены в огороде, а не на гидропонике. Детей раннего возраста не следует кормить помидорами. После 3 лет уже можно, но некоторое время надо счищать шкурку. Огурцы можно есть всем детям вместе с кожицей.

Черная редька также обладает целебными свойствами. Она содержит грубую клетчатку, фитонциды, дезинфицирующие кишечник, и массу витамина С. В старину соком редьки лечили простудные заболевания. Однако у маленьких детей редька может вызвать повышенное газообразование, поэтому им лучше давать ее сок, и приучать к нему постепенно, начиная с 1 чайной ложки. Начиная с 5 лет, из натертой редьки можно делать салаты.

Для детей должно стать привычкой есть как можно больше зелени. Она замечательно нормализует работу желудка и кишечника, помогает избавиться от метеоризма.  С 3 лет в детский рацион можно добавлять чеснок – сначала растолченный, потом мелко нарезанный. Репчатый лук, в отличии от чеснока, способен накапливать из почвы вредные вещества. Для детей надо выбирать тот, у которого хорошо сохранена плотная шелуха. В сыром виде детям лучше давать зеленый лук, который надо очень тщательно мыть, особенно у основания, где скапливается грязь.

Перед приготовлением овощи следует тщательно вымыть (при сильном загрязнении их моют щеткой). Кожуру снимают тонким слоем, т.к. в наружных частях максимальное количество витаминов и минеральных веществ. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять на длительное время в воде (даже до 1 часа), происходит вымывание витаминов. Очищенные овощи лучше варить на пару. Варить следует под крышкой и только до готовности, не переваривая. Так картофель, капуста, морковь варятся не более 25-30 минут, свекла 1-1,5 часа. Овощное пюре протирают в горячем виде и доводят до кипения, масло добавляют после снятия с огня. Не используйте картофель с зеленоватой окраской, в нем содержится соланин - ядовитое вещество.

Что на грядке?

Помните, как в стихотворении Юлиана Тувима «Вот овощи спор завели на столе — кто лучше, вкусней и нужней на земле...» Как вы думаете, все ли дары огорода одинаково полезны? Давайте подробно рассмотрим некоторые овощи, наиболее популярные среди садоводов-огородников.

Морковь.

Источник провитамина А (бетакаротина). Также богата витамином С, калием и железом. Детям с 4—5 месяцев дают морковный сок, а затем добавляют этот корнеплод в овощное пюре. Чтобы достичь максимального усвоения бетакаротина, морковное пюре желательно давать с растительным маслом или со сметаной.

 

Свекла.

Богата органическими кислотами, калием, магнием, кальцием и железом. Кроме того, она отличается высоким содержанием углеводов и клетчатки. Но из-за высокого содержания красящих веществ свекольные блюда следует очень осторожно вводить в детский рацион не ранее 9—10 месяцев.

 

Огурцы.

Эти овощи еще называют носителями экологически чистой жидкости. Ведь огурец на 95% состоит из воды и растворенных в ней минеральных веществ и витаминов. В них содержатся ферменты, способствующие усвоению белков животного происхождения. Поэтому салат из огурцов полезно сочетать с мясными блюдами. А с 6 месяцев ребенку можно давать «помусолить» ломтик свежего огурца (им удобно чесать зубки).

 

Томаты (помидоры).

Содержат мало клетчатки и много пектиновых веществ и органических кислот. Отличаются высоким содержанием железа, калия, витамина С и провитамина А. Сок из свежих помидоров можно давать детям с 5—6 месяцев. А с 8—9 месяцев в овощное пюре можно добавлять свежие томаты, предварительно очищенные от кожицы.

 

Картофель.

Молодой картофель является ценным источником витаминов группы В, а также Р и С. Но из-за того, что содержит слишком много крахмала, особой пользы не приносит детям. С 4—5 месяцев ребенку можно давать картофельное пюре.

 

Капуста.

Богата солями фосфора, калия, железа, витаминами РР и С и содержит большое количество сахаров при относительно низком содержании крахмала. В детском питании, как правило, используется белокочанная и цветная капуста. С 6—7 месяцев ребенку можно давать пюре, сок и отвар из свежей капусты. Кроме того, квашеная белокочанная капуста хорошо сохраняет витамин С и уже с 1—1,5 лет ее можно вводить в детский рацион.

 

Зелень.

В зелени петрушки, укропа, зеленого лука, щавеля, сельдерея и чеснока содержатся фитонциды, обладающие антимикробными свойствами. Употребление в пищу таких продуктов показано для профилактики респираторных заболеваний и дезинфекции ротовой полости ребенка. Уже с 8—9 месяцев зелень необходимо добавлять в детскую еду. Лишь при употреблении щавеля нужно соблюдать осторожность. В нем содержится много щавелевой кислоты и давать его детям следует очень осторожно. То же самое касается и блюд, приготовленных с его содержанием: щи, рагу.

 

Кабачок.

Имеет очень низкую аллергенность. Этот овощ богат калием, обеспечивающим нормальную работу сердца, содержит достаточное количество минералов и клетчатки.

 

Цветная капуста.

Очень богата «противопростудным» витамином С, который помогает организму «сражаться» с инфекциями. Ещё в цветной капусте много пищевых волокон, способствующих нормальной работе кишечника.

 

Но, не стоит забывать, что во всем нужна мера – избыток овощей в питании ребенка не приведет к накоплению в организме дополнительных минеральных и витаминных веществ. Для полноценного роста и развития детей им нужно стабильное и нормальное, не избыточное, но прерывистое количество витаминов. Каждый день в меню ребенка 5 - 6 лет должно быть внесено около 260 граммов овощей.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».